Игровая концепция культуры Й. Хейзинга.
«Осень Средневековья», Оригинальная концепция культуры как Игры развернута в труде Й. Хейзинги Homo Ludens (1938), что в переводе означает "Человек играющий". Подзаголовок "Опыт определения игрового элемента культуры". «Человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра». Рассматривает игру в нескольких аспектах: - как вид деятельности, - как форму происхождения культуры, - как обязательный элемент всякой культурной активности, - как движущую силу развития культуры, - потребность в игре не связана с какой-либо ступенью развития культуры, с какой-то формой миросозерцания, - игра как «свободное действование», обладающее собственным временем и пространством. Стремится проследить роль игры во всех культурных сферах: в поэзии, философии, науке, юриспруденции, войне, быту — во всей истории.
В XX в. на первое место в Игре выдвинулся спорт.
«В тени завтрашнего дня», («Диагноз духовного недуга нашей эпохи») был опубликован в 1935 г, переведен на многие языки мира, многократно переиздавался. Каков же этот диагноз? Культура переживает период острого духовного кризиса. Для выздоровления необходимо обновление духа.
|
|
«Необходимо внутреннее очищение самого индивидуума Должен измениться сам духовный habitus (состояние) человека». "Новую культуру может создать только очистившееся человечество".
Гуманистическая культурология А. Швейцера.
Труд «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры». 1914-1917. Несвободный, разобщенный, ограниченный современный человек одновременно находится под угрозой стать негуманным. Каков же выход из тупика бескультурья? В утверждении нравственности. Нравственный принцип благоговения перед жизнью. Все мы должны задуматься над смыслом жизни. Мы не знаем, что человек означает для Земли. Поэтому напрасно искать смысл в объяснении его существования. Главная идея всей гуманистической концепции культуры состоит в утверждении жизни как высшей ценности
Человек, творчество и культура в творчестве Н.А. Бердяева.
Социокультурная динамика П. Сорокина