Содержание
Вступление ……………………………………………………………….3
Тема 1. История украинской культуры как научная
дисциплина….……………………………………………………………..5
Тема 2. Истоки украинской культуры………………………………….21
Тема 3. Культура Киевской Руси……………………………...…….....42
Тема 4. Культурные процессы в литовско-польский и
польско-казацкий период……………..……………………………………55
Тема 5. Украинская культура эпохи казацко-гетманской державы.
Украинское барокко………………………………………………………..70
Тема 6. Культура во время пробуждения украинского националь
ного сознания…………………………………………….…………………78
Тема 7. Украинская культура и духовная жизнь в ХХ ст..…………...86
Тема 8. Главные тенденции развития современной украинской
культуры……………………………………………………………………..96
Литература …………………………………………………………………103
Возникновение понятия ″культура″ и его современное значение.
Структура и основные функции культуры.
Культура как способ национальной самоидентификации.
|
|
Основные черты украинской ментальности.
1.1. Возникновение понятия "культура" и его современное значение.
Слово культура (лат. сultura), первоначально означало «возделывание, обработку, улучшение» и было связано с культивированием земли. Впервые смысловое значение этого термина соотнес с формированием духовного мира человека - римский философ М. Т. Цицерон в 45г. до н.э.. До этого времени в античной культуре применялось другое понятие – пайдейя, означавшее воспитание, обучение, образование, формирование гражданских навыков.
В эпоху Средневековья (V-XIII вв.) культура начала осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности и культивирование духовности личности.
С эпохи Возрождения (XIV- н.XVII вв.), в качестве главного творца культуры рассматривался сам человек - как деятельная, свободная, творческая личность, равная Богу.
В эпоху Нового времени (XVII в.), сформировалась новая рационалистическая трактовка культуры. Убеждение, что она является особым способом и формой человеческого существования, нашло отражение в трудах немецкого правоведа С. Пуффендорфа. Он рассматривал культуру не только как процесс усовершенствования, но и как степень развития человека и общества.
В качестве научного термина, слово «культура» стало употребляться с XVIIІ в. – века «Просвещения», когда возникла потребность в специальном понятии, отражавшем способности человека, его разума и духовного мира.
Однако еслипервоначальнопредставление о культуре формировалось в ее противопоставлении природным началам, то затем оно дополнилось понятием о ней как о динамической, развивающейся сущности.
|
|
Благодаря накопленному значительному теоретическому знанию XIX – н. XX вв. возникла необходимость в выделении самостоятельной науки о культуре – «Культурологии». Название было предложено американским антропологом Л. Уайтом.
Культурология – это общетеоретическая наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования культуры. Являясь гуманитарной наукой, культурология исследует становление духовного мира личности, творческие достижения человечества, деятельность социальных институтов, осуществляющих процесс культурной преемственности.
Культурологию можно считать междисциплинарной и интегративной наукой, так как она возникла на пересечении истории, философии, педагогики, этики, социологии, этнографии, антропологии, психологии, эстетики, этики и др. Каждая из наук, с которыми контактирует культурология, углубляет представления о культуре. Так, например, философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры. Социология выявляет закономерности процесса её функционирования в обществе. Психология позволяет понять механизмы восприятия человеком ценностей культуры.
Как любая другая наука, культурология использует понятия, категории, с помощью которых исследуется специфика и сущность культуры. Например: культурная динамика, межкультурная коммуникация, культуротворчество, субъекты культуры, элитарная культура, субкультура, мультикультурализм и др.
Культурология представлена двумя основными разделами: теории и истории культуры. Теоретические исследования опираются на философские методы (анализ, синтез, описание, сопоставление, выделение, осмысление и др.) и подходы (онтологический, системный, синхронный, диахронный, целостный, историзм), с помощью которых возможно выявить закономерности развития культуры, её соотношение с обществом, природой, человеком.
Исследования в области истории культуры выявляют особенности и достижения культурных периодов (культура Античности, культура эпохи Возрождения), географических (восточная культура, европейская культура) и социальных общностей (молодежная культура).
Одним из центральных вопросов в культурологии является процесс возникновения человеческой культуры, который рассматривается в единстве трех составляющих: антропогенеза (происхождения человека); социогенеза (становления человеческого общества); культурогенеза (рождения культуры).
В соответствии с существующими методами и подходами выделяют культурологические школы следующих направлений:
1) общественно – историческую (О. Шпенглер, А. Тойнби)
О. Шпенглер – немецкий философ и историк, автор труда «Закат Европы». Рассматривал историю как чередование культур, обособленных друг от друга. Отрицал преемственность в культуре. В истории человечества выделил 8 локальных культур: вавилонскую, египетскую, индийскую, майя, греко-римскую, византийско-исламскую, западноевропейскую. Угасание каждой из них связывал с переходом ее в стадию цивилизации.
Заслуга О. Шпенглера в том, что он первым увидел угрозу от чрезмерного прагматизма и рационализма жизни. Поднял проблему о предназначении человека. Был убежден, что цивилизация является завершающей стадией культуры. Подверг жесткой критике концепцию европоцентризма.
А. Тойнби – английский историк, социолог. Главная его работа «Постижение истории». В отличие от О. Шпенглера не рассматривал каждую культуру как обособленную. Всемирно-историческое развитие представлял в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре. Движущими силами истории считал выдающихся личностей, творческое меньшинство, которые дают ″ответ″ на ″вызов″, бросаемый внешним миром и духовными потребностями. В результате чего и обеспечивается развитие конкретного общества. В духовном совершенствовании каждого человека отводил религии.
|
|
2) натуралистическую (З. Фрейд, К. Юнг)
З. Фрейд – австрийский психолог, основоположник психоанализа. Работы: «Я и Оно», «Психология бессознательного», «Сумерки богов» и др. Важным вкладом Фрейда в культурологию стали его исследования подсознательного – той иррациональной части психики человека, где рождается творческий порыв, вдохновение. Это позволило ему дать научное объяснение многим направлениям в искусстве и в частности сюрреализму. По Фрейду, культура выступает особым механизмом социального подавления свободного внутреннего мира человека, как сознательный отказ от удовлетворения природных страстей. Процесс переключения их в культурное творчество он назвал сублимацией.
К. Юнг – швейцарский психолог. Работы «Феномен духа в искусстве науке», «Проблемы души нашего времени», «Архетип и символы» и др. Ввел понятие «коллективное бессознательное», отражающее опыт прежних поколений, запечатленного в структурах мозга. Этот опыт отражается в так называемых архетипах – изначальных представлениях о мире и находящих свое выражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях искусства.
Таким образом, если у З. Фрейда жизнь культурного человека есть постоянная борьба между природными инстинктами и культурными запретами, то у К. Юнга бессознательные силы (архетипы) – источник полноты жизни и творческой энергии, с которыми культура ведет диалог.
3) социологическую (П. Сорокин, М. Вебер)
П. Сорокин – русско-американский социолог и историк культуры. Работы «Динамика общества и культуры», «Общество, культура и личность», «Власть и нравственность». Выделил три типа культуры:
а) чувственный, в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие, т.е. то, что представлено в наших органах чувств, и принимается за подлинную реальность; потребности и стремления главным образом материальные; способы их удовлетворения – приспособление и эксплуатация внешней среды.
|
|
б) идеационный, где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение божественному началу.
в ) идеалистический, представляющий своеобразный синтез чувственного и идеационного типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера – наукой, эмпирическое восприятие – интуицией.
Кризис современной культуры, лишенной веры в Бога, устремленной к чувственным наслаждениям и потребительству, П. Сорокин связывал с развитием материальных потребностей и науки в ущерб духовным ценностям.
М. Вебер – немецкий философ, социолог, экономист. Основные труды: «Протестантизм как дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий». Во всех своих исследованиях проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной культуры. Полагал, что смысл социокультурного развития состоит в освобождении от магических суеверий и предрассудков. М. Вебер утверждал, что предпосылкой для формирования современного индустриального общества был протестантизм. Так как именно в этой религии упор делается на моральной практике, включающей в себя воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность и расчетливость.
4) символическая (Э Кассирер, К. Леви-Стросс). Данная школа сложилась в результате мощного развития средств массовой информации и новейших наук: семиотики, информатики. Кибернетики. В результате гуманитарная наука культурология получила прямой выход в мир техники и практического применения в сфере искусственного интеллекта.
Э. Кассирер – немецкий философ, автор труда «Философия символических форм». В основе его концепции – человеческая способность творить окружающий мир, обозначая реальность определенными символами, которыми являются: язык, наука, искусство, религия, мифы.
К. Леви-Стросс – французский этнограф и социолог, создатель труда «Структурная антропология» и одновременно направления науки, в основе которой лежит использование приемов лингвистики и информатики при анализе культуры первобытных племен.
Как и у Кассирера, важным моментом структурной антропологии Леви-Стросса является его толкование мифа в качестве фундаментального содержания коллективного сознания.
Украинская культурологическая мысль также имеет свою историю. Украинский философ Г. Сковорода впервые поставил вопрос о культуре как самостоятельном, независимом от природы, символическом мире. Применяя своеобразный символически-философский стиль мышления и, связав сердце с "внутренним" человеком, Сковорода заложил традиции национальной "философии сердца" (кардиософии). Его учение получило дальнейшее развитие в Кирило-Мефодьевском братстве, и в частности, в творчестве П. Кулиша. Продолжил традиции «философии сердца» П. Юркевич. Для него сердце было не только центром человеческой духовности, но и главным основанием человеческой природы, условием существования человека как средоточия божественного и земного.Весомыми достижениями для культурологического знания стали исследования нескольких поколений известных украинских историков, этнологов, языковедов, антропологов – Н. Костомарова, И. Нечуй-Левицкого, Д. Багалея, И. Крипъякевича, М. Максимовича, В. Антоновича, М. Драгоманова, М. Дашкевича, М. Грушевского, А. Потебни, И. Огиенко. Понять специфику украинской души давало возможность литературное творчество Т. Шевченко, И. Котляревского, И. Франка, Леси Украинки, Н. Гоголя и многих других.
В современной украинской культурологи продолжают традиции М. Попович, С. Крымский, В. Скуратовский, О. Забужко.
Многообразие культурологических концепций доказывает, что проблема сущности культуры и закономерностей ее развития не является до конца изученной и будет требовать постоянных творческих усилий для своего осмысления.