double arrow

Тема 1. «История украинской культуры» как учебная дисциплина

Содержание

Вступление……………………………………………………………….3

Тема 1.История украинской культуры как научная

дисциплина….……………………………………………………………..5

Тема 2.Истоки украинской культуры………………………………….21

Тема 3. Культура Киевской Руси……………………………...…….....42

Тема 4.Культурные процессы в литовско-польский и

польско-казацкий период……………..……………………………………55

Тема 5.Украинская культура эпохи казацко-гетманской державы.

Украинское барокко………………………………………………………..70

Тема 6.Культура во время пробуждения украинского националь

ного сознания…………………………………………….…………………78

Тема 7.Украинская культура и духовная жизнь в ХХ ст..…………...86

Тема 8.Главные тенденции развития современной украинской

культуры……………………………………………………………………..96

Литература…………………………………………………………………103

Возникновение понятия ″культура″ и его современное значение.

Структура и основные функции культуры.

Культура как способ национальной самоидентификации.

Основные черты украинской ментальности.

1.1. Возникновение понятия "культура" и его современное значение.

Слово культура(лат. сultura), первоначально означало «возделывание, обработку, улучшение» и было связано с культивированием земли. Впервые смысловое значение этого термина соотнес с формированием духовного мира человека - римский философ М. Т. Цицерон в 45г. до н.э.. До этого времени в античной культуре применялось другое понятие – пайдейя, означавшее воспитание, обучение, образование, формирование гражданских навыков.

В эпоху Средневековья (V-XIII вв.) культура начала осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности и культивирование духовности личности.

С эпохи Возрождения (XIV- н.XVII вв.), в качестве главного творца культуры рассматривался сам человек - как деятельная, свободная, творческая личность, равная Богу.

В эпоху Нового времени (XVII в.), сформировалась новая рационалистическая трактовка культуры. Убеждение, что она является особым способом и формой человеческого существования, нашло отражение в трудах немецкого правоведа С. Пуффендорфа. Он рассматривал культуру не только как процесс усовершенствования, но и как степень развития человека и общества.

В качестве научного термина, слово «культура» стало употребляться с XVIIІ в. – века «Просвещения», когда возникла потребность в специальном понятии, отражавшем способности человека, его разума и духовного мира.

Однако еслипервоначальнопредставление о культуре формировалось в ее противопоставлении природным началам, то затем оно дополнилось понятием о ней как о динамической, развивающейся сущности.

Благодаря накопленному значительному теоретическому знанию XIX – н. XX вв. возникла необходимость в выделении самостоятельной науки о культуре – «Культурологии». Название было предложено американским антропологом Л. Уайтом.

Культурология – это общетеоретическая наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования культуры. Являясь гуманитарной наукой, культурология исследует становление духовного мира личности, творческие достижения человечества, деятельность социальных институтов, осуществляющих процесс культурной преемственности.

Культурологию можно считать междисциплинарной и интегративной наукой, так как она возникла на пересечении истории, философии, педагогики, этики, социологии, этнографии, антропологии, психологии, эстетики, этики и др. Каждая из наук, с которыми контактирует культурология, углубляет представления о культуре. Так, например, философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры. Социология выявляет закономерности процесса её функционирования в обществе. Психология позволяет понять механизмы восприятия человеком ценностей культуры.

Как любая другая наука, культурология использует понятия, категории, с помощью которых исследуется специфика и сущность культуры. Например: культурная динамика, межкультурная коммуникация, культуротворчество, субъекты культуры, элитарная культура, субкультура, мультикультурализм и др.

Культурология представлена двумя основными разделами: теории и истории культуры. Теоретические исследования опираются на философские методы (анализ, синтез, описание, сопоставление, выделение, осмысление и др.) и подходы (онтологический, системный, синхронный, диахронный, целостный, историзм), с помощью которых возможно выявить закономерности развития культуры, её соотношение с обществом, природой, человеком.

Исследования в области истории культуры выявляют особенности и достижения культурных периодов (культура Античности, культура эпохи Возрождения), географических (восточная культура, европейская культура) и социальных общностей (молодежная культура).

Одним из центральных вопросов в культурологии является процесс возникновения человеческой культуры, который рассматривается в единстве трех составляющих: антропогенеза (происхождения человека); социогенеза (становления человеческого общества); культурогенеза (рождения культуры).

В соответствии с существующими методами и подходами выделяют культурологические школы следующих направлений:

1) общественно – историческую (О. Шпенглер, А. Тойнби)

О. Шпенглер – немецкий философ и историк, автор труда «Закат Европы». Рассматривал историю как чередование культур, обособленных друг от друга. Отрицал преемственность в культуре. В истории человечества выделил 8 локальных культур: вавилонскую, египетскую, индийскую, майя, греко-римскую, византийско-исламскую, западноевропейскую. Угасание каждой из них связывал с переходом ее в стадию цивилизации.

Заслуга О. Шпенглера в том, что он первым увидел угрозу от чрезмерного прагматизма и рационализма жизни. Поднял проблему о предназначении человека. Был убежден, что цивилизация является завершающей стадией культуры. Подверг жесткой критике концепцию европоцентризма.

А. Тойнби – английский историк, социолог. Главная его работа «Постижение истории». В отличие от О. Шпенглера не рассматривал каждую культуру как обособленную. Всемирно-историческое развитие представлял в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре. Движущими силами истории считал выдающихся личностей, творческое меньшинство, которые дают ″ответ″ на ″вызов″, бросаемый внешним миром и духовными потребностями. В результате чего и обеспечивается развитие конкретного общества. В духовном совершенствовании каждого человека отводил религии.

2) натуралистическую (З. Фрейд, К. Юнг)

З. Фрейд – австрийский психолог, основоположник психоанализа. Работы: «Я и Оно», «Психология бессознательного», «Сумерки богов» и др. Важным вкладом Фрейда в культурологию стали его исследования подсознательного – той иррациональной части психики человека, где рождается творческий порыв, вдохновение. Это позволило ему дать научное объяснение многим направлениям в искусстве и в частности сюрреализму. По Фрейду, культура выступает особым механизмом социального подавления свободного внутреннего мира человека, как сознательный отказ от удовлетворения природных страстей. Процесс переключения их в культурное творчество он назвал сублимацией.

К. Юнг – швейцарский психолог. Работы «Феномен духа в искусстве науке», «Проблемы души нашего времени», «Архетип и символы» и др. Ввел понятие «коллективное бессознательное», отражающее опыт прежних поколений, запечатленного в структурах мозга. Этот опыт отражается в так называемых архетипах – изначальных представлениях о мире и находящих свое выражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях искусства.

Таким образом, если у З. Фрейда жизнь культурного человека есть постоянная борьба между природными инстинктами и культурными запретами, то у К. Юнга бессознательные силы (архетипы) – источник полноты жизни и творческой энергии, с которыми культура ведет диалог.

3) социологическую (П. Сорокин, М. Вебер)

П. Сорокин – русско-американский социолог и историк культуры. Работы «Динамика общества и культуры», «Общество, культура и личность», «Власть и нравственность». Выделил три типа культуры:

а) чувственный, в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие, т.е. то, что представлено в наших органах чувств, и принимается за подлинную реальность; потребности и стремления главным образом материальные; способы их удовлетворения – приспособление и эксплуатация внешней среды.

б) идеационный, где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение божественному началу.

в) идеалистический, представляющий своеобразный синтез чувственного и идеационного типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера – наукой, эмпирическое восприятие – интуицией.

Кризис современной культуры, лишенной веры в Бога, устремленной к чувственным наслаждениям и потребительству, П. Сорокин связывал с развитием материальных потребностей и науки в ущерб духовным ценностям.

М. Вебер – немецкий философ, социолог, экономист. Основные труды: «Протестантизм как дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий». Во всех своих исследованиях проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной культуры. Полагал, что смысл социокультурного развития состоит в освобождении от магических суеверий и предрассудков. М. Вебер утверждал, что предпосылкой для формирования современного индустриального общества был протестантизм. Так как именно в этой религии упор делается на моральной практике, включающей в себя воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность и расчетливость.

4) символическая (Э Кассирер, К. Леви-Стросс). Данная школа сложилась в результате мощного развития средств массовой информации и новейших наук: семиотики, информатики. Кибернетики. В результате гуманитарная наука культурология получила прямой выход в мир техники и практического применения в сфере искусственного интеллекта.

Э. Кассирер – немецкий философ, автор труда «Философия символических форм». В основе его концепции – человеческая способность творить окружающий мир, обозначая реальность определенными символами, которыми являются: язык, наука, искусство, религия, мифы.

К. Леви-Стросс – французский этнограф и социолог, создатель труда «Структурная антропология» и одновременно направления науки, в основе которой лежит использование приемов лингвистики и информатики при анализе культуры первобытных племен.

Как и у Кассирера, важным моментом структурной антропологии Леви-Стросса является его толкование мифа в качестве фундаментального содержания коллективного сознания.

Украинская культурологическая мысль также имеет свою историю. Украинский философ Г. Сковорода впервые поставил вопрос о культуре как самостоятельном, независимом от природы, символическом мире. Применяя своеобразный символически-философский стиль мышления и, связав сердце с "внутренним" человеком, Сковорода заложил традиции национальной "философии сердца" (кардиософии). Его учение получило дальнейшее развитие в Кирило-Мефодьевском братстве, и в частности, в творчестве П. Кулиша. Продолжил традиции «философии сердца» П. Юркевич. Для него сердце было не только центром человеческой духовности, но и главным основанием человеческой природы, условием существования человека как средоточия божественного и земного.

Весомыми достижениями для культурологического знания стали исследования нескольких поколений известных украинских историков, этнологов, языковедов, антропологов – Н. Костомарова, И. Нечуй-Левицкого, Д. Багалея, И. Крипъякевича, М. Максимовича, В. Антоновича, М. Драгоманова, М. Дашкевича, М. Грушевского, А. Потебни, И. Огиенко. Понять специфику украинской души давало возможность литературное творчество Т. Шевченко, И. Котляревского, И. Франка, Леси Украинки, Н. Гоголя и многих других.

В современной украинской культурологи продолжают традиции М. Попович, С. Крымский, В. Скуратовский, О. Забужко.

Многообразие культурологических концепций доказывает, что проблема сущности культуры и закономерностей ее развития не является до конца изученной и будет требовать постоянных творческих усилий для своего осмысления.


Сейчас читают про: