Структура культурологического знания

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Предмет культурологического знания.

Научное объяснение феномену культуры было положено в XVII в. английским философом Т. Гоббсом и немецким правоведом С. Пуфендорфом (работа «О праве естественном»(1684)), которые высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях естественном (природном) и культурном. немецкий просветитель И.Г. Гердер («Идеи к философии истории человечества»)

- стал рассматривать культуру в историческом аспекте.

Появление термина «культурология» связывают с именем американского антрополога Лесли Алвина Уайта (1900-1975). «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973), обосновал необходимость выделения этой области знания в отдельную науку и заложил ее общетеоретические основы.

Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе, изучающая культуру как целостность, как специфическую форму человеческого бытия.

Культурология изучает:

• сущность и структуру культуры,

• процесс ее возникновения, развития и функционирования;

• национально-этническое своеобразие культур народов мира;

• общечеловеческие ценности культуры и творческие достижения человечества;

• становление духовного мира личности и возможности ее самореализации;

• деятельность социальных институтов культуры, осуществляющих процесс культурной преемственности и духовного развития человека и общества.

Место культурологии в системе социально-гуманитарных наук.

Лесли Уайт (1900-1975) в книге «Наука о культуре» (1949) ввел в научный обиход понятие «культурология». Итегративная область знания. С оциальные (науки об обществе); гуманитарные (знание о человеке). Культурология – комплексная гуманитарная наука. Возникает на пересечении ряда наук: Истории, Философии, Социологии, Психологии, Педагогики, Этики, Антропологии, Этнографии, Искусствознания и Эстетики, Семиотики, Лингвистики, Информатики

Структура культурологического знания.

· истории культурологии как науки (изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях)

· истории мировой и отечественной культуры (исследует реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов)

· философии культуры; (исследует понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе; выясняет соотношение культуры и природы, культуры и цивилизации; роль средств массовой коммуникации в распространении культуры; изучает множественность языковых и символических форм культуры; историческое единство человечества и процесс взаимовлияния культур; глобальные проблемы современности и роль культуры в их разрешении)

· социология культуры; (исследует процесс функционирования культуры в обществе; тенденции социокультурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп)

· культурная антропология; (исследует взаимоотношения человека и культуры, процессы становления духовного мира личности, формирования и реализации способностей, дарований, талантов, воплощения творческих потенциалов в деятельности и ее результатах)

· прикладная культурология (исследует организацию и технологию культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методику проведения массовых праздников, фестивалей, форумов)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: