Методические указания преподавателям по организации обучения дисциплины

Дисциплина «Культурология» является в большей степени теоретической дисциплиной, большое внимание уделяется проблемам теории культуры (фундаментальная культурология). Конкретные примеры изучаются в рамках изучения типологии культур.

Тема 1 «Предметная область культурологи. Суть и основное содержание понятия культуры. Культура как философский концепт». Культурология – наука, одновременно историческая и философская. Это общетеоретическая база для комплексного изучения всей полноты феноменов культуры. Фундаментальная культурология – это теория культуры, прикладная культурология – это конкретные примеры функционирования культур мира в исторической перспективе. Культурология оперирует методами различных дисциплин (антропология, философия, история, психология) и добивается возможности комплексного подхода к проблемам культуры. В рамках изучения данной темы рассматриваются такие проблемы, как предмет культурологии, всесторонне описываются цели культурологии, которые заключаются в анализе фактов культуры, связи между элементами культуры, динамику культурных систем, способы производства культурных феноменов, типы культур и культурные коды, систему их взаимодействия. Культурология как самостоятельная дисциплина в рамках гуманитарного знания. Рассматривается двойственная структура культурологи: теоретический и прикладной аспекты. Производится исторический анализ термина «культура» и понятия «культура», а также изменение представлений о сущности в культуры в исторической перспективе (общие сведения и истории понятия в философии Древней Греции, Рима, Средневековой Европы, Возрождения, Гуманизм, Новое время)

Тема 2. «Сущность и функции культуры. Культура как предмет философского анализа». Человек живёт в мире как вещественном, так и духовном. Культурология имеет возможность рассматривать материальность и духовность параллельно, одновременно в динамике и в статике. В современной науке существует множество определений культуры. Например «поклонение свету» (Н.Рерих), «способ и способность к общению» (М.М. Бахтин), смена логико-познавательных систем (М.Фуко). Культурология работает как с общими определениями культуры (культура – весь комплекс явлений, созданных человеком), так и с дисциплинарными (культура- обработанная человеком среда; смыслонаделение). Культура – это продукт совместной деятельности людей. Основное, что нужно донести до слушателей, это тот факт, что человек, создавая культуру, берёт на себя всю полноту ответственности на свои деяния. Культура Запада базируется на основах, заложенных в период Древней Греции. Гомер и Гесиод систематизировали мифологию и выделили определения человека культуры. М.П. Катон и Цицирон: введение понятия «обработка» и «культура» как возделывание почвы и души. Августин Блаженный. Важной является концепция «книги природы», разработанная в Средние века Роджером Бэконом. Важнейшим достижением является гуманизм, как особый взгляд на культуру и человека эпохи Возрождения. Эпоха Просвещения рассматривает историю культуры как постепенное движение от невежества к провсещённому культурному состоянию. Культурологические концепции Просвещения (Вико, Дидро, Руссо). Культурологические концепции философов Нового и Новейшего времени (И.Кант, Ф.Ницше, О.Шпенглер, Н. Данилевский, П.Сорокин).

Тема 3. «Современные концепции культуры». Игровая концепция культуры в трудах Х. Ортега-и-Гассета, Й.Хёйзинги, Г.Гессе. История культуры рассматривается в контексте игры, игровая составляющая культуры является важнейшим элементом в философско-культурологическом анализе мировой культуры. Концепция «парадигмы» и «научной революции» в философии Т.Куна – это один из четырёх основных рубежей в формировании современных представлений о культуре. Парадигма – это «признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают модель постановки проблем и их решения научному сообществу». Это наиболее общая картина рационального устройства природы. Постмодернистский подход к определению культуры является последним рубежом в формировании представлении о культуре. Семиотический анализ очень важен в современном гуманитарном знании. Семиотика изучает любые способы общения с помощью символов, а также любые объекты, которые могут рассматриваться в качестве языков. Концепция цивилизации риска появляется в 80-е годы ХХ века, в основе лежит представление об осознании опасности стремительного роста технологического прогресса.

Тема 4. «Прикладная культурология». Принципы типологизации культур. Тип культуры – это сходство, общность средств, объединяющих культурные единицы в одно множество и отличает это множество от других. На основании такого определения выделяются основные типы культур. Классический способ деления это Конфуцианско-даосский тип культуры, Индо-буддийский тип культуры, Мир исламской культуры, Христианский тип культуры (история культуры Западных стран), Русская культура в мировой истории. При типологизации культур вводится понятие культурной конфигурации, то есть культуры рассматриваются не столько в плане их уникальности, но в плане неповторимого сочетания элементов, как уникальных, так и повторяющихся в разных культурах. Специфика культурной конфигурации рождается в результате адаптации сообщества к природным и историческим условиям. Интересны и актуальны типологии культур, предложенные Р. Бенедикт и Ф. Ницше.

Самостоятельная работа студентов в целом сосредотачивается вокруг выполнения эссе и написания рефератов и ознакомления с литературой и источниками.


[1]Согласование осуществляется со всеми кафедрами, за которыми приказом закреплены дисциплины, изучение которых опирается на данную дисциплину


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: