Стьюдента (W. Gosset, 1908)

Число степеней свободы Р = 0,05 Р = 0,01
  t = 12,706 t = 63,657
  t = 4,303 t = 9,925
  t = 2,571 t = 4,032
  t = 2,306 t = 3,355
  t = 2,228 t = 3,169
  t = 2,145 t = 2,977
  t = 2,120 t = 2,921
  t = 2,086 t = 2,845
  t = 2,042 t = 2,750
  t = 2,000 t = 2,660
  t = 1,980 t = 2,617
¥ t = 1,960 t = 2,576

Рассмотрим пример вычисления t для описанного выше эксперимента, в кото­ром изучалось воздействие антивоенного фильма на изменение установок сту­дентов. Пусть для контрольной и экспериментальной групп при итоговом тес­тировании по шкале пацифистских установок были получены следующие ре­зультаты:

Контрольная группа Экспериментальная группа
n k = 28 чел. N э = 34 чел.
Sk = 5,6 S э= 3,4

Наша статистическая задача заключается в том, чтобы определить, отличаются ли средние двух групп настолько, чтобы можно было отвергнуть нулевую гипо­тезу о том, что эти средние взяты из одной генеральной совокупности. Вос­пользуемся приведенной выше формулой для вычисления значения t [124]:

Число степеней свободы в приведенном примере: (28 ¾ 1) + (34 ¾ 1) = 60.

Полученное значение t = 3,4760 заведомо превосходит табличные значения и для p < 0,05, и для р < 0,01 (на 5%-м уровне значение t для 60 степеней свободы составит 2,00, а на 1%-м — 2,660). Следовательно, мы можем отклонить нуле­вую гипотезу и сделать вывод, что существует статистически значимая разница между средними уровнями пацифизма в группе студентов, посмотревших ан­тивоенный фильм, и в контрольной группе.

Важно, однако, всегда помнить о том, что статистическая значимость результа­тов совершенно отлична от их содержательной значимости! Даже высокая ста­тистическая значимость результатов эксперимента не гарантирует, что эти результаты будут иметь сколько-нибудь интересную интерпретацию и повлияют на состояние современного социологического знания. Содержательная значимость зависит прежде всего от нашей способности увязать экспериментальную гипотезу с существующими социологическими теориями.

Многомерные и факторные эксперименты:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: