Число степеней свободы | Р = 0,05 | Р = 0,01 |
t = 12,706 | t = 63,657 | |
t = 4,303 | t = 9,925 | |
t = 2,571 | t = 4,032 | |
t = 2,306 | t = 3,355 | |
t = 2,228 | t = 3,169 | |
t = 2,145 | t = 2,977 | |
t = 2,120 | t = 2,921 | |
t = 2,086 | t = 2,845 | |
t = 2,042 | t = 2,750 | |
t = 2,000 | t = 2,660 | |
t = 1,980 | t = 2,617 | |
¥ | t = 1,960 | t = 2,576 |
Рассмотрим пример вычисления t для описанного выше эксперимента, в котором изучалось воздействие антивоенного фильма на изменение установок студентов. Пусть для контрольной и экспериментальной групп при итоговом тестировании по шкале пацифистских установок были получены следующие результаты:
Контрольная группа | Экспериментальная группа |
n k = 28 чел. | N э = 34 чел. |
Sk = 5,6 | S э= 3,4 |
Наша статистическая задача заключается в том, чтобы определить, отличаются ли средние двух групп настолько, чтобы можно было отвергнуть нулевую гипотезу о том, что эти средние взяты из одной генеральной совокупности. Воспользуемся приведенной выше формулой для вычисления значения t [124]:
Число степеней свободы в приведенном примере: (28 ¾ 1) + (34 ¾ 1) = 60.
|
|
Полученное значение t = 3,4760 заведомо превосходит табличные значения и для p < 0,05, и для р < 0,01 (на 5%-м уровне значение t для 60 степеней свободы составит 2,00, а на 1%-м — 2,660). Следовательно, мы можем отклонить нулевую гипотезу и сделать вывод, что существует статистически значимая разница между средними уровнями пацифизма в группе студентов, посмотревших антивоенный фильм, и в контрольной группе.
Важно, однако, всегда помнить о том, что статистическая значимость результатов совершенно отлична от их содержательной значимости! Даже высокая статистическая значимость результатов эксперимента не гарантирует, что эти результаты будут иметь сколько-нибудь интересную интерпретацию и повлияют на состояние современного социологического знания. Содержательная значимость зависит прежде всего от нашей способности увязать экспериментальную гипотезу с существующими социологическими теориями.
Многомерные и факторные эксперименты: