По представлениям индийцев тело смертно, а душа вечна. После смерти тела она переселяется в другое тело, вид которого зависит от поведения человека в прошлой жизни (его кармы).
Карма (действие) – понятие, обозначаемое как: 1) набор добрых и злых действий, определяющих последующее рождение; 2) причинно-следственная связь, поведение-воздаяние, обозначающая их безусловную слитность.
Душа добродетельного человека возрождается среди более высоких существ в высших варнах, греховного – в более низкой варне. Карме подвержены все, даже боги. Кармой объясняется положение человека в той или иной варне.
Еще одной составляющей кармы является идея вечного круговорота, составляющего сущность человеческого существования, – это питрияма (путь предков) или сансара (колесо жизни). Человек не может вырваться из круга перевоплощений, ему подвержены даже боги. Он может только сделать свою будущую жизнь более высокой – достичь небесного мира из мира земного, либо наоборот и так вечно. Этот процесс носит название реинкарнация – переселение душ, явление весьма пессимистическое. Впоследствии в варне брахманов складывается первое учение о возможности преодолеть питрияму. Это учение получает название дэваяна (путь богов). Оно предназначалось только для самых лучших, избранных и посвященных брахманов, и излагалось в особых Упанишадах очень символично и зашифрованно. Сущность его в том, что то, что переселяется и находится в человеке (душа) есть атман – дыхание, воздух. И божественная вселенная имеет ту же структуру. По поверью душа умершего предстает перед Сомой – богом Луны. И если она (душа) правильно отвечает на его вопрос: «Кто ты?» – «Я есмь ты», то атман разливается по вселенной и не будет больше перерождаться.
|
|