Русской культуры Х–ХVII веков

Эта сторона русской культуры была неразрывно связана с религией. От Византийской империи на Русь пришла идея симфонии властей – сочетания политической и церковной власти. Речь здесь не идёт о соотношении светского и религиозного начала в обществе, поскольку ни в Византии, ни в России того времени никакого светского элемента быть не могло. Сущность симфонии заключалась в следующем – Церковь во всём починяется государству и не вмешивается в дела государства в сфере политики. Государство в свою очередь во всём подчиняется Церкви и не вмешивается в дела Церкви в сфере религиозной. Но вместе и государство и Церковь делают одно дело – создают наиболее благоприятные условия для ведения христианской жизни[68]. Символом симфонии властей являлся государственный герб Византии – двуглавый орёл. В связи с чем на первое место вышла проблема религиозно-мистического осмысления государственной власти в России, а также места и роли России в мировой истории. Полное разрешение и осмысление эта проблема получила в XVI веке в известной формуле, которую озвучил игумен – старец псковского Елеазаровского монастыря Филофей: «Москва – третий Рим». Что же это за термин и в чём его сущность? По вероучению Православной Церкви, поскольку Христос был записан гражданином Римской империи, то это государство не исчезнет вплоть до Паруссии – конца мира и второго пришествия Господа Иисуса Христа. Меняются со временем лишь центры этой империи. В связи с чем одна из важных ролей придаётся главе государства – царю (императору). На языке религиозном он именуется Удерживающим, т. е. препятствующим проникновению в этот мир сил зла, цель которых привести в мир подмену Христа (антихриста, где «анти» – не просто «против», а «вместо»)[69]. Языческий Первый Рим был удерживающим неосознанно, благодаря внутренней здравости монархического строя. Второй Рим – Константинополь был первым христианским государством, в котором эта идея получила свою полную реализацию и осмысление в виде симфонии власти. Однако, отпав в ересь союза (унии) с католиками, эта миссия была отнята от Византии и после её гибели перешла на Русь и русских государей[70]. Почему не в Болгарию, Сербию, или другие православные народы? Цели симфонии требуют максимально сильного государства – Царства. Оно сверхнационально как и вера. Наций и государств может быть сколько угодно, Царство, как и вера, истина, правда, – одно. Удел слабого государства – союз с греховными силами, которые по законам земного существования всегда имеют больше шансов, чем смиренные и праведные. Сильное государство может, ломая сопротивление «сильных», идти навстречу Церкви с её христианскими заповедями и принципами. Россия – последняя христианская сверхнациональная империя, «Четвёртому Риму не быть», потому что эстафету Римской империи некому передать, вся вселенная уже занята другими неправославными государствами и других, способных понести это тяжёлое бремя, просто нет[71]. Именно с этого времени мы видим венчание на царство первого русского царя («римского императора») – Иоанна IV Грозного, а также отождествление названия народа не с национальной спецификой, а с ценностно-культурной. Отныне быть русским означало быть православным, т. е. разделять систему ценностей данной страны, принадлежать к русской культуре. Поэтому любой человек любой национальности и цвета кожи, принимая православие, считался русским. Вместе с тем имперскость предполагала сосуществование разных культур в одном государстве, в силу того, что империя всегда многонациональна. И именно в рамках единого государства возможны наиболее плодотворные культурный обмен и взаимодействие.

Именно эти компоненты были наиболее важными для мировоззрения русской культуры и оказывали прямое влияние на все остальные культурные сферы (литературу, архитектуру, живопись, музыку и др.) в период с X по XVII век.

Литература

1. Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. – Л., 1986. – 311 с.

2. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. – М., 2003. – 252 с.

3. Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М., 2002. – 492 с.

4. Платонов О. Русская цивилизация. – М., 1995. – 222 с.

5. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. – М., 1966. – 254 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Укажите культурные следствия распространения христианства на Руси.

2. Почему преемницей византийской культуры стала Россия, а не Болгария, Сербия и другие балканские государства?

3. Выявите 7 признаков русской хозяйственной культуры Х–ХVII веков.

4. Что такое «Домострой»?

5. Объясните смысл идеи государства в русской культуре Х–ХVII веков.


Глава 24. Русская культура XVIII–XIX веков

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: