Хозяйственная культура Руси

Русская модель экономики существовала как определённый национально-культурный тип хозяйственного поведения. Это была не жёсткая доктрина, а постоянно развивающаяся устойчивая система представлений, опирающаяся на традиционные народные взгляды[64]. Всего за этот период сложилось семь принципов русской хозяйственной культуры.

1. Хозяйство как преимущественно духовно-нравственная категория. Хозяин – глава хозяйства – Дома, а сам хозяйственный строй именуется как Домостроительство. Хозяйство в русской науке домостроительства – это прежде всего нравственная категория, в рамках которой исключена погоня за прибылью как самоцель, а также порицается поклонение деньгам и несправедливая эксплуатация, даже если она экономически целесообразна. Основные моменты этой идеи отражены в известном памятнике быта русского народа – «Домострое». Главная идея «Домостроя» – замкнутое саморегулируемое хозяйство, ориентированное на разумный достаток и самоограничение (нестяжательство), живущее по православным нравственным нормам.

2. Автаркия – ориентированность хозяйственных единиц и системы на замкнутость, самодостаточность. Стремление обеспечить себя всем необходимым, чтобы не зависеть от других, было характерной чертой хозяйственной культуры Руси. Экономически Россия была единственной страной, которая самостоятельно и полнокровно существовала независимо от иностранного ввоза и вывоза. Зарубежный импорт не играл для страны жизненного значения. Россия столетиями обеспечивала себя всеми необходимыми товарами и сама потребляла почти всё, что производила.

3. Нестяжательство и самоограничение – важнейший хозяйственный принцип русской культуры Х–ХVII веков, да и последующих времён. «Что сам можешь сделать, за то денег не плати», «Не купи чего хочется, покупай, без чего обойтись нельзя»[65]. И совсем не важно, если для этого придётся себя ограничить в потреблении, главное – хозяйственная независимость. В целом принцип нестяжательства и самоограничения сдерживал накопление богатства и развитие предпринимательства в западном смысле.

4. Трудовой характер хозяйственной деятельности экономический процесс направлен не на максимализацию капитала и прибыли, а на обеспечение трудовой самодостаточности.

5. Отношение к собственности как к функции труда, а не капитала русская хозяйственная культура рассматривала капитал как излишек, появляющийся за счёт неоплаченного труда других людей, даже если он достигнут частично в результате труда и бережливости. Собирание капитала ради нового производства одобрялось народной этикой и всячески порицалось, когда это собирание осуществляется ради присвоения неоплаченного труда других людей. Считалось что богатство влечёт за собой несчастье и связано с грехом. Об этом опять же говорит масса народных пословиц. «Беда деньгу родит», «Деньги – прах, ну их в тартарарах», «Лучше дать, нежели взять», «Заработанный ломоть лучше краденого каравая», «Пусти душу в ад – будешь богат», «Не отвернёшь головы ключом (т. е. ограбишь ближнего), не будешь богачом», «Богатый совести не купит, а свою погубляет», «Богатому черти деньги куют».

6. Трудовая и производственная демократия – в силу этого принципа купец или хозяин промысла делегировал часть своих прав собственника в руки трудового коллектива.

7. Преобладание моральных норм понуждения к труду над материальными [66].

Всё это указывало на существенное отличие русской культуры хозяйствования от тех процессов, которые шли в Европе в это время (XV–XVI века)[67].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: