Методические указания. 1. Приступая к изучению первого вопроса, следует выяснить, что культурология — это наука, которая, во-первых

1. Приступая к изучению первого вопроса, следует выяснить, что культурология — это наука, которая, во-первых, формируется на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе; во-вторых, изучает культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.

Происхождение термина «культурология» связано с именем американского культурантрополога Л. Уайта (1900-1975 гг.).

В становлении культурологии как науки выделяют следующие периоды:

- этнографический (1800 – 1860 гг.);

- эволюционистский (1860 – 1895 гг.);

- исторический (1895 – 1925 гг.).

На каждом из этих этапов происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете, выделение исходных оснований и ключевых категорий. В развитие культурологии как научной дисциплины внесли вклад различные научные направления: антропология, социология, психология, философия, история. Однако выделение специфики предмета и объекта изучения культурологии позволяет провести границу между ними.

В отличие от социологии, изучающей общество как целостную систему, его отдельные институты, общественные процессы, культурология акцентирует внимание на содержательном аспекте совместной деятельности людей, возникающей в рамках общественного бытия. По сравнению с социальной философией, занимающейся проблемами смысла индивидуального и общественного бытия, и историей, сосредоточивающей свои усилия на событийно-деятельностном содержании социального существования, культурология занята изучением его конкретно-исторических форм. Конкретно-исторические формы общественного бытия культурология рассматривает системно, как совокупность ценностных установок и технологий деятельности, образующих различные культурно-исторические типы.

Культурология выполняет интегративную функцию для различных систем гуманитарного знания.

При изучении первого вопроса рекомендуется проследить историю формирования новой науки в нашей стране с 60-х годов ХХ века. Последующее введение культурологии в качестве обязательного общеобразовательного курса в Высшей школе (начало 90-х годов ХХ века) делает необходимым выяснение целей и задач культурологии как учебной дисциплины. Следует также вычленить и уяснить исторические и социальные причины возросшего интереса мировой науки к проблемам культуры к. XX – нач. XXI вв.: становление постиндустриальной цивилизации, поиск средств «культурной адаптации» человека в условиях техногенного мира и информационной цивилизации; распространение массовой культуры и т.д.

2. Содержание второго вопроса хорошо освещено в рекомендованной литературе. Поскольку предметом культурологии является культура, необходимо всесторонне осмыслить данное понятие: ответить на вопрос о его происхождении, первоначальном смысле, наполнении новым содержанием в процессе исторического развития (античность, средневековье, эпоха Возрождения, Новое время). Важно рассмотреть основные вехи в философском осмыслении понятия «культура»: Д. Вико, И.Г. Гердер, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Ницше, О. Шпенглер, З. Фрейд, Х. Ортега-и-Гасет и др.

Рассмотрение основных философских подходов к пониманию сущности культуры позволит раскрыть специфику классической и посткласической моделей её исследования. Методологически важно понять, что в рамках классической парадигмы культура рассматривалась с позиций исторического оптимизма, веры в прогресс человечества. Представители классического подхода фиксировали наличие исторической преемственности в развитии культуры, ее универсальный характер, возможность познания культурных феноменов рациональными средствами. Представители постклассического подхода, напротив, рассматривают культуру в контексте исторического пессимизма, акцентируют внимание на проблеме кризиса культуры, невозможности её рационального познания, формируют представление о множественности культур. В связи с этим предлагается совершенно иная, нежели классическая, методология исследования культурных феноменов, в частности использование психологических приемов истолкования (понимания) духовной жизни разных эпох и народов – герменевтический метод.

3. Изучение третьего вопроса предполагает осмысление типологии культуры, объяснение причин её возникновения и места в культурологическом знании. Следует выделить главный вопрос типологии культуры: существует ли единство планетарного историко-культурного процесса, можем ли мы говорить о единой мировой культуре или нет? Современное культурологическое знание предлагает две точки зрения на данную проблему. Сторонники первой полагают, что не существует единой культурной истории человечества, история есть смена культур, каждая из которых живет своей собственной самодостаточной, обособленной от других культур жизнью (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Э. Трельч и др.). Приверженцы второй точки зрения исходят из идеи универсальности и всемирности истории, линейной направленности в развитии человеческой культуры (Ф.М.А. Вольтер, Ш. Монтескье, И. Кант, И. Гердер, К. Ясперс и др.).

При изучении третьего вопроса необходимо обратить внимание на разнообразие критериев, исходя из которых осуществляется типологизация культур: этнографический, пространственно-географический, хронологический, социальный (например, доминирование в той или иной культуре индивидуального или коллективистского начала) и т.д. В рамках данного вопроса следует ознакомиться с типологией культур, предложенной Н. Данилевским, Ф. Ницше, О. Шпенглером, П. Сорокиным, К. Ясперсом.

В процессе изучения этой темы необходимо овладеть следующим понятийным инструментарием: культурология, философия культуры, социология культуры, культурная антропология, культура,артефакт, герменевтика, культурные нормы, культурные универсалии, типология культуры.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гуревич П.С. Культурология. – М. Проект, 2003.

2. Гуревич П.С. Философия культуры. Учебник для высшей школы. – М.: NOTA BENE, 2001.

3. История и культурология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Н.В. Шишовой. – М.: Логос, 2000.

4. Культурология: курс лекций / Под ред. И.Г. Палий. – Ростов-на-Дону. Изд-во: РГЭУ (РИНХ), 2006.

5. Культурология: учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005.

6. Культурология / Под ред. Г. В. Драча. 10-е изд. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

7. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006.

8. Шпенглер О. Закат Европы. ‑ М.: Мысль, 1993.

9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: