В. Искусство. Отвергнув христианскую церковь в качестве значимого социального института, просветители должны были решить вопрос о нравственном воспитании народа

Отвергнув христианскую церковь в качестве значимого социального института, просветители должны были решить вопрос о нравственном воспитании народа. Но нельзя было не признать, что церковь не только участвовала в нравственном воспитании населения, она, по существу, организовывала и осуществляла нравственное воспитание. Христианская религия дает человеку вполне ясный, в индивидуальной форме, то есть в форме самой жизни, ответ на вопрос о смысле жизни, прекрасно обосновывает этот смысл. Просветительская философия не могла в полной мере заменить религию, ибо философский ответ на вопрос о смысле жизни не только труден для основной части «непросвещенного» населения, он дается в отвлеченной, абстрактной форме, личность же интересует ответ на этот вопрос, данный в индивидуальной форме, в форме самой жизни. И здесь на помощь просветителям приходит искусство. Известно, что средневековое искусство называли «Библией для не умеющих читать». Ну а если это так, то можно создать новое, светское искусство, которое будет своего рода воплощением просветительской идеологии, обоснованием новых нравственных ценностей и идеалов. Это искусство удалось создать просветителям.

Причем решение вопроса было творческим. Новое искусство ни в коем случае нельзя назвать примитивно идеологическим. Просветители отвергли эстетику и художественную практику классицизма, ориентированного на изысканный вкус высшего сословия. Одной из главных черт их искусства стал демократизм, народность. Они по-новому решили вопрос о фольклоре. Классицизм презрительно относился к фольклору как к искусству вульгарному. Но был не прав по существу. Точнее, он не заметил весьма существенный пласт национального фольклора, который вполне сопоставим с гомеровским эпосом, – традиционный фольклор. Интерес просветителей к народной жизни позволил им не только выявить этот весьма значительный в художественном плане пласт, но и правильно оценить его. Именно просветители начинают изучать фольклор, именно они ориентируют художников на использование фольклорных мотивов в творчестве. Предметом нового искусства стала жизнь простого человека, она приобрела для просветителей эстетически ценностный смысл. Искусство этого простого человека, представителя третьего сословия, также, что весьма последовательно, становится значимым. Быстрее всего на новые веяния в культуре откликнулся театр - классическую трагедию в качестве современного искусства сменила мещанская драма.

Огромная роль искусства в общественной жизни, грандиозные задачи по нравственному воспитанию, которые ставили просветители перед искусством, привели к необходимости теоретического обоснования нравственно преобразующей функции искусства. Лучшие умы эпохи занялись решением эстетической проблемы отношения красоты и добра, эстетического и нравственного. И в этом смысле можно говорить о наступлении своеобразного «золотого века в эстетике». И этот век также - 18. В самых общих черта данная проблема была решена следующим образом – нравственные чувства подобны эстетическим, но эстетическое чувство отличает прекрасное от безобразного, а нравственное – добро от зла. Оба чувства по своему существу бескорыстны. Они ориентируют человеческое поведение на бескорыстную деятельность, на бескорыстные поступки. Человеческое сердце суть центр духовной жизни, вместилище эстетического и нравственного чувства, та точка, в которой они сходятся, совпадают. Занимаясь искусством, культивируя эстетическое чувство, мы по вышеназванным причинам совершенствуем нравственную сферу человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: