Тема 12. Культура XIX века

Завершение колониального раздела мира. Стабилизация буржуазного общества. Старт научно-технического прогресса. Формирование цивилизации техногенного типа. Старый и Новый Свет: активизация взаимодействия. Начало формирование «массовой культуры». Элитарная культура.

Всемирные выставки как проявление диалога культур. Наука как основа методологии мышления, системы образования, взглядов на мир, на человека и на общество. Развитие науки и техники как самоцель вне связи с целями и ценностями человеческой жизни. Освобождение науки от ценностный и моральный ограничений. Выделение естественнонаучных и гуманитарных знаний. Ощущение бесконечности и абсолютной познаваемости мира. Классификация и систематизация.

Множественность философских течений как следствие расширения картины мира. Основные философские школы: романтизм (Йенский кружок), позитивизм (И. Тэн, О. Конт), марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс), интуитивизм (А. Бергсон), «философия жизни» (А. Шопергауэр, Ф. Ницше), фрейдизм (З. Фрейд). Неоднозначность оценок.

Искусство. Плюрализм стилей: неоклассицизм (Энгр), романтизм (Э. Делакруа, Т. Жерико, Фридрих), реализм (Г. Курбе О. Домье, Ж.Ф. Милле), импрессионизм (Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар и др.), постимпрессионизм (П. Гоген, В. Ван Гог, П. Сезанн), модерн. Проблемы взаимодействия стилей. Идейно-художественная борьба. Ведущая роль литературы в художественном творчестве. Рождение фотографии и кинематографа как видов искусства. Национальное художественное своеобразие стран Западной Европы (Испания, Англия, Франция, Германия). Разрушение классических канонов как тенденция искусства 19 века. Начало распада системы общеевропейских художественных стилей. Исчерпанность реалистического видения мира. Рождение субъективной художественной реальности.

Первая мировая война как следствие нарастания кризисных явлений в экономике, политике, культуре.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные исторические события, произошедшие в Европе в 19 веке.

2. Определите роль и место науки в 19 веке.

3. Как научно-технический прогресс повлиял на человека, природу и общество?

4. С какими особенностями развития общества и искусства связана множественность художественных стилей?

5. Назовите основные принципы романтической, реалистической и натуралистических школ.

6. Укажите наиболее существенные отличия импрессионизма от предшествующего искусства?

7. В чем заключается импрессионистское видение мира?

8. Каковы особенности постимпрессионизма и какова его роль для последующего развития искусства?

Основная литература: (1, 3).

Дополнительная литература: (44–46).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: