Тема 10. Культура XVII века

Эпоха буржуазных революций (Голландия, Англия). Становление абсолютизма. Образование национальных государств. Формирование нового типа культурной самоидентификации на основе появления нормативных европейский языков. Завершение разделения Европы по конфессиональному признаку. Начало колонизации «остального» мира.

Формирование новой картины мира в философии 17 века (Ф. Бекон, Т. Гоббс, Д. Локк, Р. Декарт, Б. Паскаль, Ф. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Ньютон). Наука как доминанта эпохи: рационализм, эмпиризм, сенсуализм, развитие экспериментального знания. Гелиоцентризм. Проблема одиночества и несоразмерности человека с космическим окружением. Возникновение индивидуализма Нового времени как следствие философского осмысления гелиоцентризма и корпускулярной теории строения мира. Наука как индивидуальное творчество. Человек – «мыслящий тростник» (Б. Паскаль). Особенности религиозного сознания. Взаимоотношение религии и науки. Слияние науки и производства. Важнейшие технические изобретения и открытия (паровая машина, ткацкий станок, прокатный стан). Изучение природы, самоутверждение человека и распространение разума. Честь, вера, разум – основные этические принципы 17 века. Формирование буржуазной морали. Эстетическая реформа эпохи: сложение общеевропейских художественных стилей (барокко, классицизм, реализм Нового времени). Феномен ансамбля в искусстве: единение артефакта и природы.

Барокко как выражение движущейся космической стихии. Витализм. Аффект и порыв как эмоциональная норма барочного героя. Патетика. «Большой» стиль. Творчество Дж. Л. Бернини, П.-П. Рубенса, А. ван Дейка, Я. Йорданса, Ф.Снейдерса.

Классицизм как эстетическое выражение идей абсолютизма. Рационализм Р.Декарта как философская база классицизма. Преобразование действительности через призму классицистского эстетического идеала. Принципы классицизма: общественно-значимый характер, монументальность, подражание античному идеалу, морализаторство, нормативность (иерархия жанров, три единства, композиционная ясность). Творчество Н. Буало, П. Корнеля, Ж. Расина, Мольера, Н. Пуссена, К. Лоррена).

Становление реализма Нового времени. Караваджизм. Влияние буржуазного уклада на формирование нового стиля в Голландии. Эволюция голландской живописи от символизма к реализму. Новый эстетический идеал (Ф. Хальс, Рембрандт). Пейзаж, натюрморт, портрет как основные жанры изобразительного искусства «малых голландцев» (К. Хеда, Я. ван Гойен, Вермеер). Бытописание. Интимность, камерность «малых голландцев».

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте смысл термина «Новое время».

2. Кто считается «отцом» культуры и философии Нового времени?

3. Почему Р. Декарт считал, что разум является основой всякой культурно-творческой деятельности человека?

4. Какие основные идеи заложили философы – основоположники в фундамент культуры Нового времени?

5. Почему наука стала основополагающим фактором в развитии Нового времени?

6. К чему привело создание экспериментальной науки?

7. Как связано искусство классицизма и укрепление абсолютных монархий в Европе?

8. Назовите основные черты классицистского искусства.

9. В чем заключается правило «трех единств»?

10. Почему архетипом классицизма можно назвать «кристалл»7

11. Перечислите основные черты искусства барокко.

12. В чем сущность реалистических тенденций в искусстве 17 века?

13. Какой вклад внес Рембрандт Х. Ван Рейн в развитие европейской живописи?

14. Какие новые музыкальные формы возникли в Европе в 17 веке?

Основная литература: (1, 3).

Дополнительная литература: (38–41).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: