Идейные основы Эволюционизма

Философы-просветители XVIII в. вдохновлялись проектами построения царства разума. Критикуя европейское церковно-феодальное общество, они, в то же время обнажили основные «пружины» общественной жизни. Царство разума, однако, как предполагали просветители, не наступило. После Французской буржуазной революции — этой дерзкой попытки радикального переустройства мира началось движение к реставрации. Возникло ощущение того, что в обществе существуют вечные, устойчивые основы, которые не могут быть изменены никакими усилиями человеческой воли и которые не поддаются исчерпывающему осознанию. Это ощущение дало толчок росту консервативных и романтических настроений, идеализации традиций и старины. Просветительская философия стала казаться поверхностной, слишком рассудочной. Она хотела строить новый общественный порядок на основании разумных, рациональных планов.

Поэтому очень своевременным оказался проект, который предложил Огюст Конт4. Это был проект новой «позитивной» науки — «социологии», которая должна была исследовать естественные и необходимые закономерности общественной жизни, не сводимые, однако, до конца к законам природы.

Чтобы изучать общественную реальность, нужно было собрать побольше фактов, относящихся к жизни различных обществ. Руководящей идеей, которая должна была служить методом обобщения и понимания социальных фактов, казалась в то время идея эволюции, разработанная Чарльзом Дарвиным применительно к растительному и животному миру. Эта идея представлялась приемлемой и для социальных наук, поскольку уподобление общества организму было вполне привычным. «Эволюционизм» в социологии и этнографии стимулировал накопление исторического и этнографического материала, наталкивал на изучение вопросов, связанных с расцветом и гибелью культур, их генезисом, «скрещиванием.

Эволюционизм как концепция основывался на нескольких простых идеях:

1. Человечество — единый вид.

2. Природа человека везде одинакова.

3. Эволюция общества и культуры повсюду подчиняется одним и тем же законам.

4. Эволюция идет от простого к сложному, от низшего к высшему.

5. Характер культуры соответствует стадии эволюции, на которой находится общество.

6. Сходства и различия между культурами объясняются, прежде всего, степенью их

развитости.

7. Путь, пройденный европейскими народами, является общим для всего человечества.

Эволюционизм как теория был в чем-то сходен с просветительским рационализмом, но в ряде пунктов от него отличался.

Во-первых, рационалисты обсуждали идею Прогресса почти с такой же уверенностью, с какой средневековые богословы исповедовали Божественное Провидение. Сама идея Прогресса с большой буквы у просветителей была производной от идеи Провидения.

Эволюционисты же определяли Прогресс как процесс последовательного усложнения структуры социокультурных систем с одновременным усилением дифференцированности и специализированное™ ее отдельных функциональных подсистем и элементов. Эволюционисты говорили об эволюции культур более осторожно, учитывая вероятностный характер факторов эволюции — случайных изменений, отбора, приспособления, борьбы за существование.

Во-вторых, рационалисты считали разум главной движущей силой развития. А эволюционисты рассматривали разум только как одно из проявлений культуры — наряду с технологиями изготовления какого-либо продукта, правилами поведения, приемами разведения чего-либо (зерновых, скота и т.д.) магией. Им представлялось, что культура движима не столько разумом, сколько силой инстинктов, привычек и простых ассоциаций. Свободная мысль, изобретательство, инновации выглядели, с их точки зрения, чем-то редким, даже экзотическим.

В-третьих, эволюционисты, хотя и не преодолели европоцентристских предубеждений и подобно просветителям считали европейскую культуру образцовой и универсальной, все же должны были под давлением множества фактов признать специфику культур в разных частях света и у разных народов.

4 Конт Огюст (1798-1857) — французский философ и социолог.

Наконец, в-четвертых, отличием эволюционизма (основанного на этнографии и социологии) от просветительского рационализма (опиравшегося на философию) была, как правило, их подчеркнутая объективность, научность. Философы строили свои теории прогресса для того, чтобы обосновать правомерность и необходимость «излюбленных» ими ценностей — прав человека, равенства, свободы, братства, суверенитета народа. Этнографы, историки, лингвисты, социологи и другие ученые же были в значительной степени свободны от оценок и вненаучных мотиваций. Они видели свою цель, прежде всего, в систематизации фактов, в разработке теоретической естественнонаучной основы культурологии в виде эволюционной теории.

В группу эволюционистов-культурологов входят представители разных научных направлений и школ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: