Выделяются три возможных случая взаимодействия культур

Первый — «прополка», или колонизация, — состоит в изгнании культуры с занимаемой ею территории. Например, индейские племена Северной Америки были вытеснены европейцами с их родных земель и загнаны в резервации, где индейская культура увяла и разложилась. Подобным образом поступает садовник, выпалывая с грядок сорняки.

Второй тип взаимодействия — «прививка» — означает, что зрелые «плоды» культуры — учреждения, формы быта и искусства переносятся на почву другой, менее зрелой культуры.

Петр Первый хотел привить европейские культурные начала «русскому дичку». Но операция не удалась. Дичок не захотел стать питательной основой для чужой культуры и продолжает давать собственные цветы и плоды. Но его организм испытал глубокое потрясение. Болезнь подражательности, заискивания перед Европой до сих пор обессиливает Россию. «Надо быть глубоко убежденным в негодности самого дерева, чтобы решиться на подобную операцию, обращающую его в средство для чужой цели», — так оценивает Данилевский общее значение реформ Петра. Симптомы русской болезни, состоят в искажении народного быта; насаждении иностранных форм управления, действующих вразлад с характером русского человека; подведении фактов русской действительности под категории, выработанные европейской мыслью применительно к европейским условиям. Последнее опасно тем, что общественные теории начинают служить руководством к действию в стране, для которой они не предназначены и толкают народ по ложному пути.

Интересна мысль Данилевского о необходимости избирательного, продуманного заимствования чужеродных культурных форм. «Защита» культурной среды в ряде случаев столь же необходима, как и защита среды природной. Даже при доброжелательной и бескорыстной позиции культуры-донора культуре-реципиенту может быть нанесен ущерб. В XIX-XX столетиях множество малых культур дописьменных народов было деморализовано и разложено и можно сказать «стерто» с лица земли в результате мощного натиска европейского научно-технического комплекса и американской массовой культуры. Не только империалистическая политика эксплуатации колоний, но и политика «социалистической, интернациональной помощи» была, как мы сегодня видим, во многих отношениях порочна. Она усиливала классовое размежевание, натравливала одну часть общества на другую. Развал экономики, обнищание народов были частыми ее следствиями.

Примеры плодотворных контактов на высшем, творческом уровне развития, их — по аналогии с «прополкой» и «прививкой» — называются «удобрением» и уподобляются воздействию питательной почвы на организм растения. Особенно интересен в этом отношении пример с «национальным разделением труда в науке».

7. Смешение культур не равнозначно культурному синтезу. Элементы культуры, попадая в инокультурную среду, переосмысливаются, приобретают новые функции. Нормы и ценности чужих культур усваиваются, но не в чистом виде, а после приспособления к новым условиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: