Концепция культуры Э. Тейлора

Наиболее авторитетным из этнографов-эволюционистов считается Эдуард Бернетт Тэйлор(1832-191 If

Тэйлору принадлежит определение: «Культура или цивилизация — в широком этнографи­ческом смысле — слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

Это — «собирательное» определение. В нем культура предстает как сумма явлений. Из существенных ее признаков указан лишь один — общераспространенность. Тэйлор исключает из науки философско-богословские вопросы о разуме, свободе воли, предопределении, ответственности, полагая, что человеческие действия в большинстве случаев определяются «простыми и естественными причинами». «Каждое событие есть дитя другого» — этот принцип детерминизма столь же справедлив для мира культуры, как и для природного мира.

Работа этнографа-культуролога, как ее понимал Тэйлор, напоминает работу натуралиста: нужно расчленить культуру на составные части, классифицировать их с целью географического и исторического распределения, составить из них генетические ряды.

Явления культуры подобны видам растений и животных. Лук и стрела составляют вид так же, как обычаи татуировки, подпиливания зубов или обычай счета десятками. Географическое распределение и переход этих обычаев из одного района в другой следует изучать подобно тому, как изучаются распределение и миграция растений и животных.

Одни явления культуры, как, например, бумеранг у австралийцев, встречаются лишь в одной местности. Другие, подобно каменным скребкам, верованиям в бессмертие души и обрядам жертвоприношений, рассеяны по всему свету.

Полный перечень явлений, составляющих жизнь того или другого народа, Тэйлор называет культурой.

Обосновывая эволюционную теорию, Тэйлор опирается на ряд фактов, общих для всех дописьменных культур.

Первый факт — заметное сходство между культурными явлениями, наблюдаемыми в отдаленных друг от друга районах земного шара. Это сходство легко объяснить. Одинаковые причины рождают одинаковые следствия.

Например, в тех местах, где развивается земледелие и вводятся в культуру одни и те же виды растений и животных, возникают, соответственно, сходные виды занятий, знаний, искусств, ремесел и даже религиозных культов.

Другой важный факт — склонность членов общества к единому типу поведения. Целые народы употребляют общий язык, исповедуют общую религию, имеют общий уровень искусств и знаний. Это тем более замечательно, что каждый человек руководствуется собственным эгоистическим интересом, даже собственной логикой, и не склонен, как правило, заботиться об общественных последствиях своих

5 Тейлор родился в предместье Лондона. Отец его владел небольшой медеплавильной фабрикой и хотел, чтобы сын продолжил начатое им дело. Тэйлор не получил высшего образования. Отличаясь большой любознательностью и пользуясь финансовой поддержкой своего друга — банкира Генри Кристи, он совершил ряд успешных экспедиций по Южной Америке. Тэйлор серьезно изучал этнографическую литературу, опубликовал ряд книг и более 250 статей на разных языках. В 1871 г. он был избран членом королевского научного общества, а в 1896 году стал профессором первой в Англии кафедры антропологии при Оксфордском университете, сплотив вокруг себя группу талантливых исследователей.

действий. Тем не менее, в устройстве обществ наблюдаются правильность и единство, благодаря которым возможно оставить в стороне индивидуальные различия и рассматривать культуру как единое целое. Тэйлор ссылается на статистику, которая подтверждает постоянство среди данного народа количества рождений, смертей, преступлений, даже несчастных случаев и писем без адреса, опущенных в почтовый ящик.

Третий и самый важный факт, подкрепляющий эволюционную теорию, — существование «пережитков». Этим словом Тэйлор назвал социальные и культурные явления, отвечающие когда-то потребностям человека и уровню развития общества, но впоследствии замененные другими, более совершенными и удобными. «Пережиточность» культурных явлений состоит в том, что они сохраняются по инерции в человеческом обиходе, хотя существуют уже лучшие их заменители. Пережитки в особенности важны для понимания культуры, поскольку находимые здесь и там поодиночке, сохранившиеся в силу случайных обстоятельств, они позволяют восстановить в целостном виде уже пройденные стадии развития общества. Тэйлор собрал огромное количество «пережитков», относящихся к технике, общественным отношениям, верованиям и представлениям о мире и пытался их объяснить. Пережитки, по его мнению, могут сохраняться у бедных, мало развитых слоев населения.

Примером может служить ручное ткачество в тот период, когда уже изобретен ткацкий станок. Чем менее просвещенно и образовано общество, тем больше в нем «пережитков». В XIV—XVI вв. существовало множество жестоких обычаев, сохранившихся с первобытных времен. Упавшего в воду тонущего человека не принято было спасать, так как считалось, что водяной дух хочет забрать его, и тот, кто отнимет у духа добычу, поплатится за это. Для того чтобы крепость или замок стояли долго, при их закладке в фундамент замуровывали живого ребенка как «дар» духу — покровителю крепости. Вера в духов соответствовала, по Тэйлору, языческой стадии религиозного развития. В Средние века, когда христианство существовало уже полторы тысячи лет, подобного рода верования и обычаи, несомненно, были пережитками и могли сохраняться лишь в силу темноты и необразованности народа.

С давних времен у римлян, евреев, персов, англичан и других народов было принято желать здоровья тому, кто чихает; крестить и закрывать ладонью рот во время зевка. Сегодня это просто бытовые привычки. Но в прошлом люди верили, что во время чиханья из тела вылетает дух, и если не пожелать здоровья чихающему, то человек может заболеть. Верили, что в открывавшийся при зевании рот может влететь сатана, которого следует отогнать крестным знамением. У многих народов не принято было выбрасывать остатки волос и ногтей, чтобы демоны и колдуны не могли через них причинить их хозяину какого-нибудь вреда. Существуют даже священные обряды погребения волос и ногтей.

Идеи, составляющие концепцию культуры по Тейлору:

1. Целостность культуры обусловлена тем, что практическая мудрость и здравый смысл берут, в конце концов, верх в практических делах, универсальностью законов эволюции.

Это не значит, что люди мыслят повсюду одинаково и что разум всегда имеет целью истину, пользу, справедливость.

Многие общества верили во влияние «дурного глаза» и звезд на жизнь человека; приносили человеческие жертвы духам умерших; верили в то, что некоторые люди способны превращаться в зверей. Но распространенность суеверий и диких обычаев не доказывает их разумности.

2. Целостность культуры обусловлена универсальностью законов эволюции. Процесс эволюции Тэйлор выводит из одинаковых повсюду повторяющихся ситуаций и простых психологических ассоциаций.

Например, начало судоходству положил человек, который, ухватившись за плавающий сук, нашел, что этот сук способен поддерживать его на поверхности воды. Австралийцы, с которыми впервые встретились европейские путешественники, передвигались по воде, сидя верхом на бревнах с заостренными концами и гребя руками. Калифорнийские рыболовы пользовались для плавания охапками хвороста, связанными наподобие матраса. Развитие средств мореплавания повсюду выражалось первоначально в том, что в стволах деревьев делалось углубление. Постепенно долбленое дерево превратилось в лодку. Поскольку круглодонные лодки на воде легко переворачиваются, их стали скреплять попарно, делая из них катамаран, а затем изобрели подводный киль. По образцу долбленой лодки изготовлялись лодки из коры деревьев. Затем для лодок стали делать остов из тонких сучьев и обшивали его волокнами кокосового ореха или кожей животных. Постепенно лодки увеличивались в размерах, становились все более прочными. Были усовершенствованы весла, изобретены паруса. Затем колесо с лопатками или винт, присоединенные к паровой машине, заменили парус. Так современные корабли родились путем последовательных переходов от первобытного челнока до стального крейсера.

3. Эволюция каждого изобретения, воззрения или обряда обусловлена не столько усилиями мысли, сколько механизмом «проб и ошибок», а также внушением, подражанием, страхом наказания, воздействием поощрений, влиянием личных стремлений и групповых интересов.

4. «Эволюционные ряды» независимы друг от друга. Мифы, одежда, строения, способы хозяйствования, оружие и украшения, организация власти и способы познания развиваются в значительной степени самостоятельно. Но перекрещивание эволюционных рядов, соединение далеко отстоящих друг от друга элементов культуры оказываются чрезвычайно важными.

Например, магнитная стрелка была изобретена независимо от эволюции плавающих средств. Но использование компаса в мореплавании позволило уплывать далеко от берегов. Ценность судна значительно возросла, так как стало возможным использовать его для войны и промысла. Это дало толчок дальнейшему совершенствованию судов. Порох был изобретен независимо от эволюции оружия. Но использование пороха в военном деле открыло новую эпоху в истории.

5. На примитивной стадии развития, да и до сих пор, человеческий ум чаще всего руководствуется в поисках истины простой ассоциацией идей по сходству и по аналогии.

Магия, астрология, колдовство показывают, как работает ум, лишенный научной школы.

Например, названия созвездий в астрологии связаны с тем, что какая-то группа звезд напоминает своей конфигурацией животное или орудие. Одно созвездие называют поэтому Тельцом, другое — Раком, третье — Весами. И вот астрологи начинают выводить характер и внешность человека из названия созвездия, под которым он родился. Рожденный под знаком Тельца должен иметь широкий лоб, толстые губы и подобно молодому бычку быть буйным, грубым и сильным. Тот, кто родился под знаком Весов, будет справедливым и уравновешенным. Родившийся в момент восхождения Венеры получит красивую внешность, нежный голос и будет талантлив в любви. Тот, на кого при рождении повлиял Марс, будет смелым и воинственным.

6. Объяснение того, что пережитки могут удерживаться в культуре вопреки здравому смыслу и реальным фактам, лежит не только в инерции коллективного разума, но и в корыстном их использовании людьми определенных профессий.

Вождь или знахарь используют ритуалы, заговоры, гадания; один — для того чтобы властвовать, другой — для того чтобы заставить больного поверить в действенность лечения. Маги по профессии существовали с давних времен. Они жили своим колдовством и всячески поддерживали его. Однако нельзя считать, что магия коренится в откровенном обмане. Колдун изучает свою профессию столь же добросовестно, как инженер или хирург. Он сам верит в силу магии, «являясь в одно и то же время обманщиком и обманутым, соединяя в себе энергию верующего с хитростью лицемера».

7. Эволюция духовной культуры проявляется лучше всего на эволюции «артефактов», т.е. материальных предметов, в особенности религиозных верований.

В соответствии с этой идеей была разработана «анимистическая» теория происхождения религии, религиозных верований дикарей, которые считались до Тейлора «жалким смешением различных нелепостей, не имеющих ничего общего с развитыми мировыми религиями». Тэйлор предложил их рассматривать как первую и необходимую ступень их развития.

8. Существуют причинно-следственные связи между элементарными верованиями и
представлениями и современными развитыми религиями.

9. Зачатки религии, равно как и науки, возникли из простейших свидетельств человеческих чувств. Дети, не имеющие никакого образования, думают, что земля представляет собой круглую площадь, ограниченную линией горизонта и накрытую сверху небесным куполом. В воображении детей и дикарей мир напоминает круглое блюдо с крышкой. Многие племена разрабатывают в уме и воображении это представление так, чтобы объяснить различные явления природы. Дождь — это вода, падающая сквозь дыры в небесной кровле. Дикарю кажется, что солнце опускается вечером в какое-то отверстие в западной части горизонта, а утром поднимается из подобного же отверстия на востоке. Закат и восход наталкивают ум первобытного человека на мысль о подземном мире, через который проходит солнце ночью и в котором живут души умерших людей.

10. Идея души, т.е. знакомое каждому человеку интуитивное ощущение своего присутствия в мире, владения своим телом, способности воздействовать на внешние предметы. Первая причина превращения фактов повседневного опыта в миф и религию — одушевление природы, сначала отдельных ее частей, а затем и всей ее целиком, олицетворение природы в виде единого Бога.

Во времена Тэйлора некоторые ученые думали, что религия возникла из чувства страха дикаря перед силами природы. Тэйлор полагал, что дикарь, живя в тесном соприкосновении с природой, хорошо ее знает и вряд ли испытывает перед ней особенный страх. Не внешняя природа, а сама психика с ее потребностями является, по Тэйлору, источником религиозных верований. Человек нуждается в объяснении непонятных ему явлений, таких как сон, обморок, смерть, сновидение, эхо, тень, передвижение солнца и луны.

Для примитивных людей солнце и звезды, деревья и реки, ветры и облака становятся личными, одушевленными существами. Первое объяснение всего, доступное ребенку, есть объяснение с человеческой точки зрения. Стулья и деревянные лошадки обладают, по его мнению, такой же личной волей, какая есть у его няни и родителей. Ум дикаря воспроизводит состояние детского ума. Он готов укусить камень, о который споткнулся. Даже в классической древности были случаи подобного рода. Персидский царь Ксеркс приказал стегать бичами воды Геллеспонта зато, что морская буря сокрушила его флот.

11. Одушевление природы, повсеместно наблюдаемое у «диких» народов называется анимизмом. Эволюция анимистических верований в ходе истории приводит к формированию развитых религий, каждая из которых связана с тем или иным природным и культурным окружением. Наблюдая, что душа может оставлять тело во время сна или обморока, люди пришли к выводу о возможности переселения душ. Сновидения были толчком к выработке представлений о загробном мире.

12. В мире бестелесных душ должны происходить процессы, сходные с теми, что происходят в обществе. По аналогии с обществом выстраивается сложная иерархия душ. Из идеи души, владеющей телом, развивались представления о духах природы, у которых нет отдельного тела, но которые властвуют над стихиями: водой, огнем, землей, лесом. На пути обобщения ум приходит к мысли о Боге, телом которого является вся природа. Боги и духи могут общаться с людьми, помогая им или вредя. Отсюда возникает желание их умилостивить, почитание этих существ.

В древности взаимоотношения душ мыслились по той же схеме, по какой строились взаимоотношения их владельцев. Если умирал какой-то знатный человек, вместе с ним закапывали в землю его рабов и жен. Ведь, если он владел их телами, значит он владеет и их душами.

13. Большую роль в формировании религиозных верований и представлений играют привычные логико-нравственные связи. В учении о переселении душ усматривается стремление установить справедливое соотношение между деяниями и воздаянием за них, которое лежит в основе всякого правосознания.

В наказание за преступления людям посылаются в следующей жизни всяческие уродства. Человек, воровавший пищу, будет страдать от несварения желудка, клеветник будет иметь гнилостный запах изо рта, конокрад будет хромать. В наказание за злые дела люди рождаются идиотами, слепыми, глухими. Тот, кто презирал других, будет презираем сам. Убийца брахмана, по верованиям индусов, станет диким животным. Тот, кто прелюбодействовал, возродится в виде пресмыкающегося или птицы, живущей падалью.

Принц Гаутама, ставший Буддой, прошел через 550 рождений. Четыре раза он являлся Брамой, двадцать раз — духом, много раз проходил через состояния отшельника, царя, богача, раба, горшечника, игрока, лекаря, обезьяны, слона, быка, рыбы, лягушки, древесного духа. Огромный жизненный опыт Будды, почерпнутый из многих жизней, делает понятной способность Будды сочувствовать всем страдающим и его желание освободить их от страданий.

Эволюционизм Тэйлора можно охарактеризовать как, в основном, эмпирический. Он собрал множество фактов и интересно их проинтерпретировал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: