Механизмы расшифровки знаково-символических систем

Символические структуры в культуре формируются в три этапа.

Первый этап — это видение реальности, при котором происходит структурирование семантического поля, то есть все предметы реального мира получают знаково-символическое «звучание».

На втором этапе начинается работа по созданию образа, когда объект реальности получает некоторое отражение в воображении автора. Сам предмет как бы прячется за высказывания о нем, и пока мы рассматриваем образ как точную копию замещенного предмета, загадка разгадана быть не может.

И лишь на третьем этапе, являющемся следствием работы с помощью специальной аналитической работы воссоздается реальность по расшифровке знаково-символических систем.

При этом, как утверждал М.Бахтин, нельзя провести абсолютной границы между знаково-символическими формами и смыслом. Смысл обретается внутри и скрыт в содержании, выраженном в знаках и символах. Понимание (или прозрение) приходит тогда, когда содержание выстраивается таким образом, что текст рассматривается как отражение всего мира, мира, в котором этот текст был создан.

Знаково-символические структуры имеют место на всех уровнях познания: первичном, или поверхностном, семантическом и смысловом — как посредники между человеком и культурой, однако новый опыт и приращенное знание могут менять способы восприятия и постижения мира.

Первый уровень задается социокультурным контекстом, это уровень обыденной коммуникации. Так, закон Ньютона воспринимается по-разному при изучении его в б классе школы и после знакомства с теорией Эйнштейна. Можно привести и пример с отношением к ядерной энергии до и после Хиросимы, до и после Чернобыля. Восприятие символа обусловливается культурными ценностями. Так, свастика, символизирующая в древнеиндийской традиции единство всех начал, с изменением культурного контекста приобрела иной смысл: изъятие знака из определенной культурной традиции привело к конфликту между знаком и обозначаемым. На знак в этом случае как бы «налипает» новое символическое содержание. В результате для послевоенных поколений европейцев он символизирует не изначальное, а приданное ему смысловое содержание.

Второй уровень познания требует теоретического объяснения в рамках семантических правил (т.е. структурирования языка) формирования смысла высказывания.

И лишь на третьем, глубинном уровне, происходит раскодирование смысла. При этом мы понимаем под смыслом объективное содержание текста.

Если понимать семантику как способы структурирования языка, то анализ ее позволяет, отталкиваясь от присущей каждой эпохе специфики определить ментальность, проявляющуюся в разных областях культуры, соотносить их друг с другом. Коммуникация в этом случае предстает не как простое перемещение сообщения, а как перевод текста с одного языка на другой. Такой перевод возможен потому, что коды отправителя и адресата образуют пересекающееся множество. Ю.Лотман справедливо замечает, однако, что при переводе часть сообщения окажется отсеченной, часть подвергнется трансформации, потерянным окажется именно свообразие адресата, что и составляет особую ценность сообщения. «Положение было бы безысходным, — пишет он, — если бы в воспринятой части сообщения не содержались указания на то, каким образом адресат должен трансформировать свое восприятие, чтобы постигнуть утраченную часть сообщения. Таким образом, неадекватность агентов коммуникации превращает сам этот акт из пассивной передачи в конфликтную игру, в ходе которой каждая сторона стремится перестроить семиотический мир».

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что значит — понять язык культуры?

2. Назовите основные функции языка культуры?

3. Сформулируйте основания для классификации языков культуры и назовите основные классы языков?

4. Какие науки изучают язык культуры?

5. Что такое семиотика?

6. Что такое знак?

7. Что такое символ?

8. Что такое метаязык?

9. Чем занимается герменевтика?

10.В чем различия подтекста и контекста?

11.Назовите основные разделы семиотики?

12.Что зашифровано в знаках и символах?

13.Что такое сенсибильный и интеллигибельный планы бытия?

14.Каков механизм расшифровки знаково-символических систем?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: