Науки, изучающие язык культуры

В современной науке исследование языка осуществляется в междисциплинарной области. Трудно представить себе его изучение без привлечения данных логики, философии, антропологии, герменевтики, лингвистики, феноменологии, семиотики, других научных дисциплин, на которые опирается культурология. Речевой аспект языка связан с физиологией, звук — с разделом физики — акустикой, работу мозга при этом исследует нейрофизиология. Современная аналитическая работа о языке почти невозможна без привлечения теории бессознательного, отсюда—особая роль прикладной психологии.

Однако среди наук, изучающих язык культуры, выделим особо семиотику и герменевтику.

Семиотика (от греч. — знак) — наука о знаковых системах или семиозисе культуры. Семиотика — дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем — от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки. Основными функциями знаковой системы являются:

1. функция передачи сообщения или выражения смысла;

2. функция общения, т.е. обеспечение понимания слушателем (читателем) передаваемого сообщения, а также побуждение к действию, эмоциональное воздействие и т.п.

Осуществление любой из этих функций предполагает определенную внутреннюю организацию знаковой системы, т.е. наличие различных знаков и законов их сочетания. В соответствии с этим выделяются три основных раздела семиотики:

1. синтактика, или изучение внутренней структуры знаковых систем безотносительно к выполняемым ими функциям;

2. семантика, изучающая знаковые системы как средство выражения смысла;

3. прагматика, изучающая отношение знаковых систем к тем, кто их использует.
Наибольшую роль в развитии методов семиотики играет исследование систем, обладающих, с одной стороны, достаточно богатыми средствами выражения смысла, а с другой — достаточно четко

5 Словарный запас человека составляет в среднем 10-15 тысяч слов, часть из них — активные, которые человек использует, другая часть — пассивные, значение которых он понимает, но не использует сам.

выраженной структурой. Такими системами до настоящего времени являются, прежде всего, формализованные языки математики, в особенности математической логики. Наиболее развитой семиотической дисциплиной является металогика. Семиотические исследования способствуют формализации новых областей науки.

В семиотике указывается, что на природу предмета обозначения не налагается никаких ограничений: это могут быть вещи, свойства, отношения объективного мира, действия и процессы, психические явления и абстрактные объекты науки, символы других знаковых систем.

Семиотика относительно современная наука, претендующая на создание метаязыка. У истоков семиотики —две научные традиции, одна из которых восходит к Ч.Моррису (1834-1896), американскому философу и социальному психологу, другая — к Ф. де Соссюру (1857-1913) и Парижской школе.

Ч.Моррис полагал, что понятие знака может оказаться столь же фундаментальным для наук о человеке, как понятие атома для физики и клетки для биологии.

Ф. де Соссюр считал семиотику частью социальной психологии, аргументируя возможность изучения культуры общества через язык как важнейшую из знаковых систем.

К.Леви-Строс — французский структуралист предполагал, что явления социальной жизни, искусство, религия и другие имеют природу, аналогичную природе языка, а следовательно, они могут изучаться теми же методами.

Русская ветвь семиотики восходит к трудам А.Потебня, Г.Шлета, Ю.Лотмана и тартуской школы. А.Потебня и Г.Шлет рассматривали семиотику как сферу этнической психологии, одними из первых выделяя ее особую роль для гуманитарных наук. По аналогии с ноосферой Ю.Лотман ввел понятие семиосферы — универсального семиотического пространства, существующего по определенным закономерностям.

Герменевтика — одна из древних наук, она появилась в раннем христианстве и занималась тогда трактованием религиозных текстов.Современная философская герменевтика, основателем которой считается Г.-Г.Гадамер, занимается интерпретацией текста, не только реконструируя, но и конструируя смысл.

Смысл чаще всего не определен жестко словом или знаком, а может быть придан вещи или явлению в зависимости от культурного контекста, наследственной информации, времени произнесения или написания, субъективного опыта.

Французский исследователь Ф.Полан, введший различение между значением слова и его смыслом, утверждал, что смысл определяется контекстом, в котором то или иное слово произнесено.

А Л.Выготский ввел в науку понятие подтекста, автором которого был К.С.Станиславский, понимавший подтекст как генератор смысла слова в театре, как указание на мотив поступка. По Выготскому именно из подтекста, а не из контекста выводится смысл6.

Можно предположить, что эти два подхода в определенной мере связаны с двумя способами достижения понимания. Один из них разработан в структуралистской школе, и, как метод строгой логики, он нуждается в отстраненности объекта исследования от человека. Другой метод — герменевтический, когда главная задача — ликвидировать дистанцию между объектом и исследователем. Несмотря, однако, на кажущуюся противоположность, мы не считаем невозможным сочетать оба подхода в рассмотрении знаково-символических систем.

Культура в данном случае и понимается как поле взаимодействия этих систем. Установление смысловых связей между элементами этой системы, дающими представление об универсальной модели мира, возможно только при подходе к языку культуры как к тексту, обладающему некоторым внутренним единством. При этом следует иметь в виду его принципиальную многозначность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: