Социализация и формирование личности

Известное изречение Р.Э.Парка: «Человек не рождается человеком, а становится им в процессе воспитания», — в сжатой формулировке выражает существо дела. Сразу после рождения ребенок является биологическим организмом, наделенным рядом потенциальных свойств, которые воспитание развивает, моделирует, формирует, и таким образом маленькое животное превращается в человека, или разумное существо, способное к труду и творчеству. Воспитание преобразует и моделирует врожденные биологические черты, но не устраняет их. Однако одним только воздействием, например химическими средствами, на физиологические процессы мы не научим ребенка ни говорить, ни читать, ни работать, ни находить выход из практических ситуаций, сложившихся в его жизни. Это возможно лишь путем воздействия взрослых на ребенка, путем обучения его и путем «введения» в системы ценностей и образцов поведения.

Сравним двух десятилетних мальчиков. Один из них родился в Новосибирске, в семье инженера, другой — в стойбище чукчей на северо-восточном побережье Чукотки. Первый из них знаком с таблицей умножения, знает, на чем основывается работа автомобиля, знает много дат из истории страны, знает, как можно перейти улицу с большим движением, умеет объяснить восход и заход солнца и т.д. Обо всех этих вещах мальчик с Чукотки не слышал. Зато он умеет строить каяк, пользоваться гарпуном, умеет находить дорогу в метель и во время полярной ночи, умеет запрягать собак и т.д., то есть умеет делать много вещей, о которых наш мальчик из Новосибирска не слышал. Он тоже может объяснить восход и заход солнца, но его объяснение совершенно иное, как и его система представлений о жизни, семье, религии, праве и т.д. Вот результаты воспитания в разных культурах. Физиологические процессы, определяющие биологические основы их обучения, идентичны, но результаты обучения совершенно иные, потому что оба они принадлежат к различным экономическим системам, их семьи по-разному добывают средства удовлетворения потребностей, общности, к которым они принадлежат, культура их обществ различны. Таким образом, знания обоих мальчиков различны, у них разные критерии ценностей, разные обычаи, разные принципы поведения и реагирования на поведение других людей. Мальчик с Чукотки знает, что для того, чтобы оказать кому-то уважение, нужно повернуться к нему спиной; новосибирец знает, что повернуться к кому-то спиной — оскорбление; таких примеров можно было бы привести еще много.

Этот процесс формирования личности ребенка и приспособления его к жизни в общности, основывающийся на его обучении и приобщении к культуре, дающий ему возможность понять эту культуру и сознательно действовать в ее рамках, называется процессом социализации. Посредством этого процесса культура формирует новых членов общества, учит их, как следует вести себя, что следует делать, чтобы поставить перед собой и достичь главных жизненных целей.

Итак, процесс «социального научения» или социализации направлен на освоение тех культурных норм (деятельностных, технологических, поведенческих и т.д.), которые актуальны в данном социуме и направлены на поддержание его устойчивости. При этом нормы не только осваиваются и реализуются человеком, но и воспроизводятся, поддерживаются через общение людей между собой. Социализация — «это освоение человеком норм, культуры, знаний, всего того, что определяет характер деятельности данного общества».

Человек — существо общественное, но он таким не рождается, он рождается только с определенными задатками, а все остальное получает в процессе включения в разные типы человеческих групп, в разные типы действия социальных норм. Подключение к культуре может быть разным в различных типах соцально-культурной среды и изменяться в них с течением времени, при этом подчиняясь тем закономерностям, по которым разворачивается процесс социализации.

И.С.Кон, расшифровывая социализацию через формирование личности, показывает изменение значимости норм и правил в различных исторических рамках. Для Европейского средневековья характерна регламентация всех сфер общественной и частной жизни, всему придается значение. В Европейских городах времен развития буржуазного общества нормы иные: регламентировано только значимое — достижение успеха, продвижение вверх. В Америке XIX века для социализации характерна направленность на индивидуализацию личности. В Америке XX века нормы изменились: личность ориентирована на других. Нет устойчивых жизненных целей и идеалов, присутствует стремление к гармонии с окружающими, ориентация на то, чтобы быть похожими на них.

Процесс социализации или трансляции и освоения новых норм описан И.С.Коном через проблему «Я» и «маска» (личность и новые для нее нормы). Первоначальное разделение маски и личности освобождает от соблюдения новых или не принимаемых норм. Но разделение это относительно и зачастую непродолжительно. Транслируемый, «навязываемый» стиль поведения, норма становятся привычными. Маска становится настоящим лицом, собственным «Я». Произошло освоение новой нормы.

Самоопределение социализированного человека предопределено готовыми нормами. В современном российском городе он вынужден жить по тем нормам, которые воспроизводятся в сложившейся социальной среде. Его основная установка состоит в подчинении социальным предписаниям, которые он принимает.

При этом социализация в жизни человека повторяется много раз при смене видов деятельности, социальных групп, пространства жизнедеятельности. Каждый раз, проявляясь по-разному, используя

разные механизмы, она всегда остается процессом освоения человеком определенного комплекса ценностей, установок, норм поведения и деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: