1. Опишите основные этапы становления понятия «культура»?
2. Что может выступать в качестве оснований для типологии культуры?
3. Опишите классы культурных процессов. Что лежит в основе классификации?
4. Какие функции выполняет герменевтика в процессе культурной коммуникации?
5. Какова роль социальных институтов в процессе социализации?
6. К какому классу процессов относится урбанизация? Аргументируйте свой ответ.
7. Что сходного и отличного в концепциях культуры Руссо и Гердера?
8. Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на
принуждении и запрете влечений и служит двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми. Кем выступает, согласно этой теории, человек, подавляющий свои бессознательные желания? Почему?
9. Какие периоды в эволюции культуры выделял Э.Б.Тайлор:
а) дикость, варварство, цивилизация;
б) рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм;
в) прометеевская эпоха, великие культуры древности, осевое время, научно-техническая эпоха. На каком основании?
10. «Как бы широко мы ни понимали эту противоположность, сущность ее всегда остается неизменной. Во всех явлениях культуры мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления или созданы, или если они уже существовали раньше, взлелеяны человеком; и наоборот, все, что возникло и выросло само по себе, может быть рассматриваемо вне всякого отношения к ценностям, к культуре». О какой противоположности культуре говорит Риккерт в своем утверждении?
Задание № 2.
1. Назовите и опишите функциональные типы культурных процессов?
2. Опишите соотношение понятий «культура» и «цивилизация»?
3. На каких идеях основывались концепции культуры эволюционистского направления?
4. Сформулируйте основания для классификации языков культуры и назовите основные классы языков?
5. Какие функции по отношению к культуре выполняет социализация?
6. Дайте географическое и культурологическое определение урбанизации? Что в них общего и в
чем различия?
7. Что общего и отличного в концепциях Н.Данилевского и Тойнби?
8. Кому из мыслителей принадлежит приведенное ниже высказывание: «Я вижу на месте монотонной картины однолинейной мировой истории феномен множества мощных культур, каждая из которых придает своему материалу, то есть человеческой природе, свою собственную форму; каждая из которых обладает своей собственной идеей, своими собственными страстями, своей собственной жизнью, волей, манерой воспринимать вещи и своей собственной смертью»? К какому культурологичекому направлению можно отнести автора этого утверждения и почему?
9. Как соотносятся понятия «культура» и «архетип» по К.Юнгу?
10. «Ценности не представляют собой реальности, ни физической, ни психической. Сущность их состоит в их значимости, а не в фактичности. Но ценности связаны с реальностью, и связь эта имеет два смысла. Ценность может, во-первых, таким образом присоединиться к объекту, что последний делается благом и она может также быть связанной с актом субъекта, таким образом, что акт становится оценкой». О какой единице культуры, описанной Риккертом, идет речь? Элементом какой структуры является эта единица культуры? Какие еще единицы культуры входят в эту структуру? Назовите и
опишите.