Словарь терминов. Адаптация— активное приспособление человека к изменившейся среде (группы, коллектива, общности) с частичным принятием ее норм и ценностей

Адаптация — активное приспособление человека к изменившейся среде (группы, коллектива, общности) с частичным принятием ее норм и ценностей.

Адхократия — способ организации жизни в информационном обществе, в отличие от бюрократии

— временная, ситуативная организация, направленная на решение какой-то конкретной задачи.

Аккомодация — вид приспособления, возникающий на основе терпимости, связанный с взаимными уступками, базирующийся на признании и принятии основных систем ценностей новой ситуации при одновременном признании некоторых систем нового индивида его новой средой.

Аккультурация — (англ., от лат. — образование, развитие) — процесс взаимовлияния культур, в результате которой культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого.

Анимизм — (от лат. — душа) — одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов и явлений; обязательный элемент всякой религии.

Антропология культурная — научное направление, сформировавшееся в период становления современной этнологии и социокультурной антропологии. Получила развитие главным образом в США, где ее родоначальником был Боас. В отличие от антропологии социальной, для нее характерно большее внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам материальных отношений. Антропология культурная выдвигает на первый план вопросы динамики развития культуры, механизмы ее передачи от поколения к поколению. Задача антропологии культурной — построить теорию человека как творца и носителя культуры, требует учитывать изменчивость его сущности в конкретно-историческом многообразии культур, стремится в анализе человека опираться не только на биологию и психологию, но и на филологию, искусствоведение, историю, социологию и телеологию.

Антропология социальная — исследует функционирование социальных институтов и функциональную интеграцию социальных структур; сформировалась в XIX-XX вв. в основном в Англии и Франции под влиянием идей У.Риверса, А.Р.Рэдклифф-Брауна,.Б.Малиновского. В западной литературе считается, что антропология социальная отличается от этнографии и этнологии большей теоретичностью, а также тем, что не ограничивается описанием фактов. В то же время антропология социальная отличается и от социологии тем, что главной своей задачей считает понимание общества как целостности. Во второй половине XX века происходит сращивание социальной и культурной антропологии в рамках общей социокультурной антропологии.

Ассимиляция — вид приспособления, основанный на полном отказе от прежних образцов и ценностей и на полном приятии новых.

Архетип — (греч. — начало + образ) — прообраз, первичная форма, образец. В психо­аналитической психологии К.Юнга понятие «архетип» соотносится с коллективным бессознательным. Архетип — это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Согласно Юнгу, архетип служат питательной почвой творчески-продуктивного, в т.ч. и художественного воображения и фантазии; находит воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступает исходным материалом для художественной литературы и искусства.

Атеизм — вера в отсутствие какого-либо «бога».

Буддизм — одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI-V в. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Распространен в Юго-Восточной и Центральной Азии. В центре буддизма

— «учение о четырех благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние
освобождения и путь к нему. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи,
нет Бога как творца и безусловно высшего существа.

Гармония — (греч.) —эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.

Генезис — (греч.) — происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

Герменевтика — (греч.— истолковательное искусство) — традиции и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов. (В эпоху Возрождения герменевтика выступает как искусство перевода памятников античной культуры на язык живой, современной культуры.) Философская герменевтика, следуя этой традиции, определяет превосходство понимания над разумом, языка над сознанием. Тем самым подчеркивается возможность реконструирования «жизненного мира» (Э.Гуссерль) прошлых культур с целью понимания смысла отдельных их памятников.

Гуманизм — (лат. — человеческий, человечный, образованный) — прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинств и прав личности, ее свободного развития, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми. Впервые были сформулированы канцлером флорентийской республики Леонардо Бруни.

Деизм — вера в Бога как создателя, но не управителя мира.

Детерминизм культурный — (лат. — определять) — философская концепция, рассматривающая культуру как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни и играющее решающую роль в общественном развитии.

Динамика социокультурная — изменения или модификация черт культуры во времени и в пространстве в результате воздействия внешних или внутренних сил.

Диффузия культурная — распространение особенностей, свойств данной исторической культуры на другие культуры.

Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающее в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

Игра — форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и т.д.

Идеальный тип —теоретическая конструкция, абстрактная модель, не имеющая прямого аналога в реальности и представляющая собой образ-схему изучаемого объекта. Идеальная типизация была предложена М.Вебером для анализа социокультурной реальности, она позволяла упорядочивать эмпирический материал конкретных социокультурных исследований, выявляя причины и характер несовпадений реальных типов от идеальных.

Идентичность — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представлений индивида о самом себе.

Инкулыурация — процесс освоения человеком-членом конкретного общества — основных черт и содержания параллельной культуры, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении.

Инновация культурная — (лат. — возобновлять, обновлять, изменять) — впервые появляющиеся в данной культуре (обществе) объекты, институты, черты, нормы, ценности и т.п. в результате изобретения или заимствования из других культур.

Интеграция — процесс, в котором отношения между частями социальной системы — людьми, играющими те или иные роли, коллективами и учреждениями упорядочиваются способом, обеспечивающим гармоничное их функционирование в соответствующих связях друг с другом в системе. Интеграция представляет собой явление взаимной поддержки, взаимного содействия друг другу единиц социальной системы.

Интерпретация — процессы индивидуального и коллективного понимания.

Инфраструктура — все те условия, которые необходимы для успешного протекания процесса. Тогда в инфраструктуру включаются как внешние по отношению к изучаемому процессу обстоятельства, так и внутренние силы, способные влиять на ход процесса.

Иррационализм — (лат. — неразумный, бессознательный) — философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процесса разумного познания реальности.

"Ислам — (мусульманство) — одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII веке в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основателем ислама считается Мухаммад, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», пророком. Основу исламского учения составляет строгий монотеизм (единобожие — вера во всемогущего единого Аллаха), признание Корана вечной, несотворснной священной книгой, вера в воскресение мертвых и в конец света, соблюдение молитвы, поста и других обрядов. Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо. Не признает разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделенность духовной и светской власти, религии, политики и государства.

Искусство — неотъемлемая составная часть духовной культуры человечества, специфический род духовного освоения реальности общественным человеком, формирующий и развивающий способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. Появляясь на самых ранних стадиях развития общества, оно постепенно складывается как самостоятельная форма общественного сознания, способ осознания мира и средство духовного развития людей. Искусство отличается полифункциональностью, т.е. выполняет в обществе различные социальные функции: познавательную, гедонистическую (гедонизм —наслаждение), эстетическую, воспитательную, коммуникативную (средство общения) и др. Во всяком искусстве большую роль играет материал, в котором художественный образ воплощается и приобретает реальное существование. Вещественная сторона искусства, техника обработки материала существенным образом влияют на характер произведения искусства. В настоящее время существуют следующие виды художественного творчества: архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись, графика, художественная фотография, литература, музыка, хореография, театр, кино, телевидение, эстрада, цирк. Границы между отдельными видами искусства не абсолютны, практически они нередко переплетены между собой или сочетаются различным образом. Существуют и другие классификации искусства (пространственные, временные и пространственно-временные; изобразительные и выразительные).

Институционализация — превращение порожденных культурных форм в образцы, нормы, стандарты и правила осуществления соответствующей деятельности.

Контекст — (лат. — тесная связь, соединение, согласование) — смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека.

Контркультура — (лат. — против) — направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества. Контркультура получила распространение среди части молодежи стран Запада в 60-70 гг. XX в. Для конткультуры характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры; культ бессознательного проявления природных страстей и мистического экстаза души. Контркультура объединяет концепции, представляющие эклектическую смесь из различных положений экзистенциализма, фрейдизма, вульгаризированного марксизма, руссоизма, анархизма, цинизма, восточных философий и религий. Теория конткультуры ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованным насилием над личностью, душителем творческих порывов. В 1970 г. движение конткультуры зашло в тупик и распалось на множество разнохарактерных групп.

Конформность — это характеристика поведения человека, выражающаяся в его внешней (поведенческой) податливости давлению среды.

Креационизм — (лат. — создавать) — религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Культура личная индивида — это совокупность его личных образцов поведения, его способов поведения, его идей и мыслей, часто неизвестных другим людям.

Культура общности — не есть сумма индивидуальных культур ее членов. Это совокупность творений, ценностей и способов поведения, которые приняты и признаны общностью и приобрели значение для ее членов, определяя поведение, считающееся «обязательным», например, правила приличия, правила общежития и т.д.

Культурное наследие — это та часть культуры, которая была передана следующим поколениям и сдала экзамен на устойчивость во времени.

Культурный процесс — изменение во времени состояния культурных систем и объектов. Под культурными процессами имеются в виду универсальные по масштабам распространения в разных культурах и устойчивые в своей повторяемости события и явления.

Культурогенез — процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.

Магия — (греч. — волшебство, колдовство) — совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. Магия одна из форм древней духовной культуры.

Маргинальность — качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате формируется двойственное сознание, возникает психическое напряжение и т.д.

Мемы — разнообразные знаковые системы, с помощью которых информация передается от поколения к поколению.

Ментальность — мироощущение, мировосприятие, формирующиеся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Менталъность формируется в недрах культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания и является очень устойчивым образованием, меняющимся медленно и незаметно для тех, кто им обладает.

Метаязык — язык, используемый для описания естественных и искусственных языков; к ним относятся искусственно создаваемые языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования.

Мимезис — (греч. — подражание) — способ художественного творчества (преимущественно в искусстве), выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов. Мимезис — основа натурализма в искусстве. (Термин введен Аристотелем.)

Наука — сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности.

Нормативная избыточность — жесткость норм, чрезмерная регламентация поведения, характерные для обществ с бедной культурой.

Образец (или норма) поведения — совокупность действий, признанных «нормальными» в конкретной социокультурной ситуации. Образцы поведения, установленные в определенной культуре, создавая возможность взаимопонимания, делают понятным поведение других, позволяют успешно воздействовать на других людей. Они являются фактором, унифицирующим поступки индивидов и поведение коллективов.

Пантеизм — вера в Бога-Природу.

Принципы поведения — руководящая идея, центральное понятие — основание, общее для всей системы взглядов, знаний. Принципы позволяют отличить вредное от полезного, учитывать меняющуюся обстановку и подчинять текущее поведение более существенным требованиям.

Прогресс — (лат. — движение вперед) — переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому.

Профессиональная культура — интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценке одновременно с двух позиций — конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.

Рационализм — (лат. — разумный) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Сакральное —(от лат. — «посвященное богам», «священное», «запретное») — святое, священное, важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные. В более конкретном культурном контексте — «исполненное благодатной иночеловеческой силой». В картине мира сакральность выполняет роль структурообразующего начала: в соответствии с представлениями о сакральности выстраиваются другие фрагменты картины мира и складывается их иерархия. В аксиологии сакральность задает вертикаль ценностных ориентации.

Семантика — наука, изучающая знаковые системы как средство выражения смысла.

Семиотика — (греч. — знак) — дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки. Основными функциями знаковой системы являются: а) функция передачи сообщения или выражения смысла; б) функция общения. Выделяются три основных раздела семиотики: 1) синтактика, или изучение внутренней структуры знаковых систем безотносительно к выполняемым ими функциям; 2) семантика, изучающая знаковые системы как средство выражения смысла; 3) прагматика, изучающая отношение знаковых систем к тем, кто их использует.

Сигнификативная функция культуры —это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает значения, имена, знаки, язык.

Символ — (греч.) — в культуре — универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Через символы нашему сознанию открывается святая святых культуры — смыслы, живущие в культуре и бессознательных глубинах души, связывающие людей в едином по типу переживании мира и самих себя: 1) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы; 2) предмет, действие и т.п., служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

Синергетика — междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы, в том числе и социокультурных. Синергетика формирует представление об альтернативности, поливариантности путей развития сложных систем и открывает новые принципы управления ими.

Синтез культур — взаимодействие и соединение разнородных Элементов, при котором возникает новое культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающееся от составляющих его компонентов и имеющее собственное качественно определенное содержание и (или) форму.

Смысл культурный — конструкты, связанные с культурными объектами как со знаками, т.е. являющиеся их информационным, эмоциональным, экспрессивным содержанием.

Социализация — это освоение человеком норм, культуры, знаний, всего того, что определяет характер данного общества, процесс направленный на освоение тех культурных норм (деятельностных, технологических, поведенческих и т.д.), которые актуальны в данном социуме и направлены на поддержание его устойчивости.

Социальный институт — организационная форма комплекса функций, выполняемых некоторыми членами группы от имени всей группы; совокупность материальных учреждений и форм действий, позволяющих некоторым уполномоченным индивидам выполнять общественные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов сообщества.

Социокультурный анализ — метод междисциплинарного изучения сложных процессов жизни общества, основанный на историко-аналитичсских, социологических, социально-философских подходах. В рамках социокультурного анализа культура исследуется в соотнесении с социальным пространством, которое рассматривается в широком смысле слова как внеприродная, связанная с человеческой деятельностью реальность.

Субкультура — совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом. Например, городская и сельская субкультура, молодежная субкультура и т.д.

Теизм — вера в Бога как в абсолютно всемогущую силу.

Текст — (лат. — ткань, соединение) — последовательность символов, образующих сообщение. Выделяют пять функций текста (по Ю.Лотману): 1) сообщение, направленное от носителя информации к субъекту; 2) коллективная память, способная к непрерывному пополнению, актуализации одних аспектов информации и к временному или полному забвению других; 3) общение читателя с самим собой, тем самым текст актуализирует определенные личностные стороны; 4) текст становится собеседником; 5) общение между текстом и культурным подтекстом. В семиотике текст представляет собой осмысленную последовательность любых знаков, любую форму коммуникации; в языкознании — последовательность словесных знаков. Весь мир культуры воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст.

Техногенность, техногенный характер современной цивилизации — выдвижение техники и технологии на первый план, приоритетное, господствующее место в системе накопленных человечеством ценностей, составляющих духовное, культурное содержание цивилизации, когда доминирование техники и технологии как ценностных ориентации подчиняет себе все другие стороны жизни людей, а технократизм как стиль мышления становится главным в определении характера и типа цивилизации.

Технократизм — стиль мышления и действия, ограничивающий содержание техники и технологии только технико-технологическим смыслом, технико-технологической оптимальностью и эффективностью, не учитывающий (и даже игнорирующий) гуманистические и социокультурные смыслы техники и технологии. Это стиль мышления и действия, при котором техническая деятельность превращается из средства жизни в цель жизни, когда инженерно-техническое мышление и деятельность односторонне ориентированы только на позитивные результаты и последствия техники и технологии, и когда только с этих позитивных технологических позиций, вне всякого «человеческого измерения», оцениваются все другие стороны жизни человека, общества.

Тотемизм — комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и тотемами (животным или растением, которое представляется предком-покровителем). Тотемизм был распространен у всех народов мира, пережитки тотемизма сохранились во всех религиях.

Универсалии культурные — своеобразные инварианты развития, элементы культуры; это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Выделяют более 70 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, запреты кровосмещения, танцы, спорт, язык, образование, религиозные обряды и др. Назначение культурных универсалий усматривается в том, что различные культуры должны способствовать удовлетворению базисных (физиологических, психологических и социальных) потребностей человека.

Универсалии культуры — исторически обусловленная система понятий и способ осмысления мира, где фиксируются свойственные данной культуре наиболее общие представления о человеческой деятельности, о месте человека в мире и т.д. Универсалии культуры обеспечивают воспроизводство образа жизни и человека данной культуры от поколения к поколению.

Урбанизация — всемирно-исторический процесс концентрации, интеграции, дифференциации и специализации деятельности и форм взаимодействия, распространение городского образа жизни, появление новых форм расселения (агломераций, конурбаций).

Установка — это состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать информацию, принимать решение и действовать.

Фетишизм — религиозное поклонение материальным предметам-фетишам, которым предписываются сверхъестественные свойства. С помощью фетишизма человек, якобы, может осуществлять косвенную власть над природой, принуждать божество выполнять его желания. В мировых религиях фетишизм сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «черного камня» у мусульман.

Функционирование единиц культур —это процесс поддержания устойчивости социокультурной системы, преодоление ситуаций ее изменения или разрушения.

Христианство — (греч. — «помазанник», «мессия») — одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени предполагаемого основателя Христа, возникло в начале I века в Палестине, в IV в. стало господствующей религией Римской империи. Христианство как и ислам, наследует созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания, абсолютного могущества, имеющего причину в Самом Себе; по отношению к которому все существа и предметы являются Его творениями; все создано Богом из ничего. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человечества; вера во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем; в страшный суд; в небесное воздаяние и установление Царства Божьего.

Ценностная ориентация — устойчивая направленность человека, более или менее устойчивое отношение личности к определенным элементам культуры (это могут быть и культурно значимые предметы, и вещи, и символические структуры — идеалы, знания и т.д.).

Ценность — любой предмет, материальный или идеальный, идея или институт, предмет действительный или воображаемый, в отношении которого индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывают ему важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как необходимость.

Эзотерический (внутренний) — тайный, скрытый, предназначенный для посвященных, в религиозном^ мистическом смысле означает духовное развитие, путь становления сознания; относится к религиозным образам, мистическим учениям, магическим знакам; противоположность экзотерическому.

Элита — это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками.

Экзотерический (внешний) — не представляющий тайны, открытый, предназначенный для всех; в противоположность эзотерическому отражает внешний план бытия, его материальные, воплощенные формы, все видимое, ясное, проявленное.

Этнос — (греч. — народ, племя) — исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем этим от других народов. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада.

Язык — система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, т.е. присваивает отдельным элементам мира определенные значения и особым образом их классифицирует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: