Дезурбанизация как этап урбанизации и как процесс, противоположный урбанизации

Наша страна фактически уже давно втянута в процесс мировой интеграции. Вероятно поэтому так интенсивно ведутся поиски ответов на ключевые вопросы, возникающие при немного тягостном и нередко разочаровывающем сопоставлении европейских городов с российскими: почему российские города не знают такой направленности и темпов развития, кто или что мешало им развиваться подобно европейским, почему в развитии западных городов так много динамики и экспериментов, в то время как наши города были словно лишены истории, как бы погружены в длительную неподвижность.

Российские города существовали в условиях, где дезурбанизация была ведущим процессом. Это означает, что все механизмы урбанизации у нас имели свои противоположности. Концентрации противопоставлялась равномерность, интеграции — централизация, а появление нового всегда носило не естественный, а «волевой» характер. Городской образ жизни признавался прерогативой Запада и ассоциировался с капиталистическим образом жизни.

Существует версия, что имеющая долгую историю и, как показывает практика, до сих пор актуальная в среде российской интеллигенции дискуссия, известная как конфликт между «почвенниками» и «западниками», оборачивается не столько противопоставлением России и Запада, сколько столкновением двух разных состояний городской культуры. По мнению Ф.Броделя «На Западе давно уже накал городской жизни доведен до температур, которые почти не встречаются в других областях. Города принесли континенту (Европе) величие»3. Вероятно урбанизация создает как почву, так и условия для такого рода внутрикультурного диалога, и подобная дискуссия не является уникальной, выросшей только в российской традиции. Через похожие противостояния проходят Япония и Китай, Индия и Иран — проходят очень специфично, в различном темпе и в разной степени успешно. Подобный конфликт был зафиксирован в начале XIX века и в Германии, стране европейской и по сравнению с Россией достаточно урбанизированной. По мнению исследователей здесь имел место так называемый «комплекс слаборазвитости» (раздвоения общественного сознания в ситуации выбора пути развития), характерньгй обычно для периодов интенсивной модернизации стран, конкурирующих на основе новых принципов, возникших в одной из них — «высокоразвитой».


3 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Структуры повседневности. М., 1986. 122

При том, что исход у этой ситуации в каждом случае свой, в основе ее всегда оказывается один и тот же феномен: острая реакция сообщества на слишком быстрые сдвиги в его социально-экономической структуре. Вот тогда-то и происходит обращение к наличным ресурсам культуры, обращение, которое имеет целью протекцию, стабилизацию или блокирование бурных преобразовательных процессов. В результате этого формируются собственные, во многом уникальные траектории в пространстве культуры и самостоятельное построение каналов более или менее плодотворного саморазвития.

Процесс самоопределения принципиально многовариантен, поскольку его осуществление зависит не только от намерений самоопределяющегося субъекта, но и от фактически сложившихся свойств пространства, той среды, где он протекает.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Дайте географическое и культурологическое определение урбанизации?

2. К какому классу процессов относится урбанизация?

3. Каковы механизмы урбанизации?

4. Что такое интеграция?

5. Назовите свойства инфраструктуры, обеспечивающей интеграцию?

6. Перечислите свойства городского образа жизни?

7. Дайте характеристики дезурбанизации?.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: