Наша страна фактически уже давно втянута в процесс мировой интеграции. Вероятно поэтому так интенсивно ведутся поиски ответов на ключевые вопросы, возникающие при немного тягостном и нередко разочаровывающем сопоставлении европейских городов с российскими: почему российские города не знают такой направленности и темпов развития, кто или что мешало им развиваться подобно европейским, почему в развитии западных городов так много динамики и экспериментов, в то время как наши города были словно лишены истории, как бы погружены в длительную неподвижность.
Российские города существовали в условиях, где дезурбанизация была ведущим процессом. Это означает, что все механизмы урбанизации у нас имели свои противоположности. Концентрации противопоставлялась равномерность, интеграции — централизация, а появление нового всегда носило не естественный, а «волевой» характер. Городской образ жизни признавался прерогативой Запада и ассоциировался с капиталистическим образом жизни.
|
|
Существует версия, что имеющая долгую историю и, как показывает практика, до сих пор актуальная в среде российской интеллигенции дискуссия, известная как конфликт между «почвенниками» и «западниками», оборачивается не столько противопоставлением России и Запада, сколько столкновением двух разных состояний городской культуры. По мнению Ф.Броделя «На Западе давно уже накал городской жизни доведен до температур, которые почти не встречаются в других областях. Города принесли континенту (Европе) величие»3. Вероятно урбанизация создает как почву, так и условия для такого рода внутрикультурного диалога, и подобная дискуссия не является уникальной, выросшей только в российской традиции. Через похожие противостояния проходят Япония и Китай, Индия и Иран — проходят очень специфично, в различном темпе и в разной степени успешно. Подобный конфликт был зафиксирован в начале XIX века и в Германии, стране европейской и по сравнению с Россией достаточно урбанизированной. По мнению исследователей здесь имел место так называемый «комплекс слаборазвитости» (раздвоения общественного сознания в ситуации выбора пути развития), характерньгй обычно для периодов интенсивной модернизации стран, конкурирующих на основе новых принципов, возникших в одной из них — «высокоразвитой».
3 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Структуры повседневности. М., 1986. 122
При том, что исход у этой ситуации в каждом случае свой, в основе ее всегда оказывается один и тот же феномен: острая реакция сообщества на слишком быстрые сдвиги в его социально-экономической структуре. Вот тогда-то и происходит обращение к наличным ресурсам культуры, обращение, которое имеет целью протекцию, стабилизацию или блокирование бурных преобразовательных процессов. В результате этого формируются собственные, во многом уникальные траектории в пространстве культуры и самостоятельное построение каналов более или менее плодотворного саморазвития.
|
|
Процесс самоопределения принципиально многовариантен, поскольку его осуществление зависит не только от намерений самоопределяющегося субъекта, но и от фактически сложившихся свойств пространства, той среды, где он протекает.
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Дайте географическое и культурологическое определение урбанизации?
2. К какому классу процессов относится урбанизация?
3. Каковы механизмы урбанизации?
4. Что такое интеграция?
5. Назовите свойства инфраструктуры, обеспечивающей интеграцию?
6. Перечислите свойства городского образа жизни?
7. Дайте характеристики дезурбанизации?.