Панорама современной философии

1. Герменевтика как «гуманитарная философия»

2. Неопозитивизм как аналитическая философия

1. Среди множества направлений современной философии выделяется герменевтика.

Герменевтика происходит от греческого «истолковывать». В древнегреческой мифологии посредником между богами и людьми был Гермес. Он должен был истолковывать людям повеления богов, а богам сообщать о просьбах людей. Отсюда и берет свое название герменевтика.

Герменевтика – философское направление, разрабатывающее проблемы истолкования и понимания текстов.

Одним из родоначальников герменевтики был Фридрих Шлейермахер. Он задался вопросом: как возможно понимание? В своих размышлениях он пришел к мысли, что основой понимания является сходство и различие человеческих индивидуальностей. Действительно, все люди уникальны, и потому они различны. Но, помимо различий, они связаны общностью желаний, средств в их реализации, и в этом они сходны. Сходство и различие – это та данность, с которой необходимо считаться. Преодолевая различия и фокусируя внимание на общности, люди делают шаги к взаимопониманию.

Средой понимания выступает язык. Язык есть средство выражения, передачи и усвоения мысли или действия.

Любой человек двойственным образом связан с языком. С одной стороны, человек влияет на язык, с другой – язык влияет на человека. Поэтому искусство понимания – это двуединый процесс, который предполагает, во-первых, постижение своеобразия личности говорящего, во-вторых, уяснение языка, на котором идет общение. Отсюда видно, что понимание рассматривалось как единство индивидуальных и грамматических моментов.

Идеи, высказанные Шлейермахером, получили свое развитие в работах Ханса Георга Гадамера. Главный его труд - «Истина и метод» - вышел в свет в 1960 году. Познакомимся с некоторыми его идеями.

Занимаясь анализом языка, Гадамер пришел к мысли: «То, что дошло до нас на путях языкового предания, не просто осталось от прошлого, но было нам пере-дано...»[176]. Развивая данное положение, он писал: «Пере-данное в письменной форме современно любой современности. Здесь, следовательно, имеет место своеобразное сосуществование прошлого и настоящего, поскольку современное сознание имеет свободный доступ ко всему, что ему пере-дано письменно»[177]. Слово у Гадамера не просто принадлежит какой-то эпохе, являясь отзвуком прошлого. Слово есть всегда напряженная реальность настоящего. Сохраняя пыл прошлого, оно горит в пламени настоящего, сохраняя силу своего воздействия. В качестве примера можно взять слово «смерть». Оно использовалось тысячи лет назад и по сей день не потеряло своего значения. Стоит только его произнести, как в мозг впиваются десятки «игл» ассоциаций. Становится страшно. Слово берет человека в полон.

В своем труде Гадамер подробно проанализировал природу слова. Для него «слово – это не просто знак. В каком-то трудно постижимом смысле оно все же есть нечто вроде отображения»[178]. Подчас слово связано с тем предметом или явлением, которое оно отображает. Скажем, слово «гром». В нем слышатся раскаты, что-то грохочет, гремит, громыхает. Или слово «ручей». Стоит его произнести, как сразу слышится журчанье льющейся воды. Это, во-первых. Во-вторых, «слово всегда уже есть значение»[179]. Произнося слова, мы как бы извергаем из себя поток смыслов, значений. Явленное слово всегда есть нечто осмысленное. Поэтому нужно серьезно относиться к произносимым или написанным словам. В-третьих, «величайшее чудо языка не в том, что слово становится плотью и обретает внешнее бытие, но в том, что выходящее таким образом наружу и находящее себя во внешнем выражении, всегда уже есть слово»[180]. Действительно, человек живет в мире слов. Это тот мир, который он сам порождает самим фактом своего существования. Являя себя миру, человек дает миру слово о себе, своем состоянии, своих планах. Он являет миру слово, которое есть выражение его самого.

Человек порождает слово, живет словом, зависит от слова. Мир человека - это мир слов, а человек есть высказанное или невысказанное слово. Нужно научиться ценить слово. Услышанное и понятое слово – это услышанный и понятый человек. Об этом говорит герменевтика, на это указывали выдающиеся ее представители.

Таким образом, герменевтика – это одно из направлений философии, которое тесно связано с человеком. Человек живет в мире людей. Нужно научиться понимать людей.

Сказанное позволяет понять и то, почему герменевтику называют «гуманитарной философией». Она напрямую связана с человеком, с решением одной из важнейших задач его бытия – понимания другого. Ориентируя человека на серьезное отношение к слову, герменевтика тем самым создает необходимые предпосылки для достижения взаимопонимания и диалога между людьми.

2. Другим важным направлением в современной философии выступает неопозитивизм. Его истоки восходят к позитивизму.

Термин “позитивизм» происходит от латинского «позитивус» - положительный. Позитивизм – это направление в философии, ориентированное на достижение положительного знания.

Представители позитивизма считали, что философия увлекается вопросами, оторванными от жизни. Нужно поправить дело и сосредоточить свое внимание на всем позитивном, что есть в человеческом знании, что может помочь человеку.

Родоначальником позитивизма по праву является Огюст Конт. В своем труде “Курс позитивной философии» он изложил основные идеи позитивизма. Главное в его учении сводится к тому, что нужна «новая философия» которая должна создать теорию научного знания.

Дальнейшим развитием позитивизма стал неопозитивизм. Он «начал складываться во втором десятилетии ХХ в., окончательно оформился в 20-е годы»[181].

«Если выразить в двух словах суть неопозитивизма, то надо сказать, что специфика неопозитивизма состоит в том, что философия понимается как анализ языка, что философские проблемы рассматриваются как языковые проблемы. При этом в одних случаях имеется в виду язык науки, в других – обыденный разговорный язык» [182]. Мы остановимся более подробнее на рассмотрении второго варианта.

Анализ разговорного языка был проведен в работах Людвига Витгенштейна. В них он пришел к выводу, что научный язык заформализован и оторван от реальности. Более того, он околдовывает людей фальшью языка. Лишь живая обыденная речь способна «схватить» все богатство проявлений жизни.

Развивая данное положение, Витгенштейн разработал теорию «семейных сходств». Ее суть можно выразить одной фразой: значение слова есть его использование в языке. Под использованием понимался принятый способ употребления слов, их значение.

Изучая разговорную речь, Витгенштейн пришел к выводу, что все конфликты – межличностные, семейные и т. д. – возникают на почве неправильного употребления и сочетания слов. Поэтому, считал философ, нужно научиться правильно использовать слова. Мысль простая, но очень верная. «Слово зовет нас к ответу»[183]. Оно несет в себе строго определенный смысл. Произнося слово, мы как бы «извергаем из себя» поток смыслов. Другой человек реагирует на них и зачастую приходит в негодование. Исключите слова агрессии, вражды, ненависти и оскорбления, рекомендовал философ, и мир станет чище, лучше, спокойнее, радостнее.

Эта мысль уходит своими корнями в глубокое прошлое. Так, в христианской традиции на нее уже обращалось внимание. В Послании апостола Иакова о злоречье сказано: «Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает; и язык - огонь, прикраса неправды... это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда... Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?»[184]. Этот риторический вопрос обращен ко всем нам. Если бы люди контролировали свои слова, то многих конфликтов можно было бы избежать. Почему бы не попробовать это сделать?!

Пристальное внимание к слову, выяснение его роли в жизни людей – безусловная заслуга неопозитивизма. Он не только обратил внимание на значение слова, но и способствовал новым разработкам в этом направлении.

Слово стало полагаться как многофункциональное образование. Оно выполняет прежде всего информационную функцию. С помощью слова передается и сохраняется информация. Кроме того, слово выполняет познавательную функцию. В слове и через слово человек познает тот мир, в котором живет. Затем следует отметить регулятивную функцию. Слово регулирует поведение людей, оно указывает на порядок действий и их характер. Далее. Слово выполняет коммуникативную функцию. Оно является средством и средой общения людей. Между тем слово помогает приспособиться, приноровиться к человеку, обеспечивая выполнение адаптивной функции. Слово объединяет, сплачивает людей, тем самым выполняя интегративную функцию. Кроме того, оно вселяет в людей уверенность и надежду, выполняя компенсаторскую функцию. Слово есть дело. Сказанное слово есть сделанное дело. Поэтому важно отметить праксеологическую функцию, указывающую на практическую значимость сказанного. Вместе с тем слово есть ценность. В слове «схватывается» и через слово выражается ценностный пласт человеческой жизни. В силу этого слово выполняет и аксиологическую, или ценностную функцию. Наконец, слово творит мир. Оно создает, упорядочивает и меняет среду существования человека и его самого, выполняя креативную функцию.

Сказанное лишний раз подчеркивает важность слова в жизни людей. Для понимания этой очевидной истины многое сделали представители неопозитивизма, которые акцентировали внимание на проблемах языка. Современная философия аккумулирует это знание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: