Понятие структуры организации, ее элементы и виды

Необходимо помнить, что функции управления предназначены для упорядочения деятельности самой системы и в свою очередь, определяют организационную структуру управления организации.

Уяснение сущности управленческой категории «организационная структура» следует начать с уяснения понятия «структура». Структурность является непременным условием существования любых систем - биологических, технических, социальных и т.д. В научной литературе структура определяется как строение или внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых связей между ее элементами. Например, уголовно-исполнительная система представляет собой сложное соединение человеческих, финансовых, технических, материально-хозяйственных и информационных ресурсов, образующих своеобразные элементы данной системы. Поэтому в ее составе можно выделить соответствующие указанным элементам подсистемы.

Эффективность функционирования учреждений и органов УИС зависит от согласованности действий его подсистем, т.е. служб и подразделений, соблюдения ими общих принципов и требований всей системы. Связующим и координирующим звеном системы выступает ее организационная подсистема. Именно с ее помощью достигается объединение всех компонентов, обеспечивается целостность системы. Структура данной подсистемы и понимается как организационная структура.

Организационная структура, по мнению Е.Ф. Яськова, может быть также представлена в нескольких разрезах: производственно-технологическом, информационно-коммуникационном, культурном, субординационном и др.[25]. С помощью производственно-технологической структуры, если речь идет о производственной организации, можно показать процесс движения материалов, их обработку, сборку полученных деталей в узлы, а последних в продукт, который выпускается данной организацией.

В информационно-коммуникационном разрезе вскрывается структура движения информации; каналы, места, где она обрабатывается, обобщается, анализируется, хранится и т.д.

В культурном аспекте структура организации представляется совокупностью субкультур, которыми характеризуются соответствующие ее подразделения.

Субординационный разрез организации позволяет увидеть, как распределены в ней должностные полномочия, как они связаны между собой, какие команды могут поступать от лиц, наделенных большими полномочиями, исполнителям и т.д. Эта структура получила название организационной структуры управления. Именно благодаря этой структуре происходит интеграция всех других структур, отражающих соответствующие подсистемы, в единое целое, называемое организацией.

Во множестве частных структур, отражающих те или иные функциональные ее подсистемы, доминирующую роль играет организационная структура управления. В силу этого во многих учебниках в основном рассматривается именно эта структура, хотя для получения полного и объективного представления об организации должны рассматриваться и другие структуры, характеризующие ее функционирование в других аспектах.

Элементы организационной структуры. Основными элементами организационной структуры являются должности, структурные блоки, включающие в себя совокупность должностей определенной квалификации (бюро, лаборатории, отделы и т.д.), и связи между ними.

Структурные блоки создаются в связи с разделением и специализацией труда в организации, что может быть осуществлено на основании производственно-технологического, функционального (материально-бытового, вещевого и медицинского обеспечения), тылового, продуктового и иных критериев. Так, в соответствии с производственно-технологическим критерием в производственной организации могут быть созданы цеха материально-технического обеспечения, обработки заготовок, сборки и т.д. Исходя из функционального разделения управленческого труда организациях появляются службы анализа и планирования, контроля, организации труда и т.д.

Независимо от того, по какому критерию формируются структурные блоки, если не увязать их между собой, то не возникнет единого организма - организации. Поэтому связи, выполняющие интеграционную функцию, играют важную роль в организации, и именно с их помощью образуется каркас организации. При этом необходимо иметь в виду, что речь идет не о всех связях, существующих в организации, а только о так называемых формальных, безличных и жестко закрепленных нормативными правовыми документами.

Формальные связи подразделяются на горизонтальные и вертикальные, или субординационные. С помощью первых осуществляется интеграция функционально разделенных, но относительно независимых по отношению друг к другу структурных блоков, находящихся на одном уровне управления.

С помощью субординационных связей устанавливаются отношения власти и подчинения, или, другими словами, отношения между должностями, находящимися в состоянии соподчинения. Под должностями понимаются совокупности прав и ответственности, требований к знаниям, опыту и квалификации работников, т.е. их специализированные роли. В свою очередь, связи организационной структуры можно подразделить на: организационно-предметные, возникающие между работниками по поводу использования ими различных средств; организационно-функциональные, т.е. взаимосвязи работников по степени их участия в совместном профессиональном труде; организационно-административные, обуславливаемые субординацией работников, т.е. связи руководства и подчинения.

Благодаря этим связям образуется иерархическая пирамида, закрепляющая вертикальное разделение труда в организации, связанное с распределением власти и ответственности между членами организации.

Так как и горизонтальные и субординационные связи являются формальными, то и организационная структура, образованная ими, тоже является формальной.

В течение многих десятилетий в организациях создавались формальные структуры управления, как их называют еще иерархические, или бюрократические. Рождение концепции иерархической структуры управления принадлежит Максу Веберу, немецкому социологу, разработавшему модель рациональной бюрократии. В этой модели указывались следующие принципиальные положения: четкое разделение труда; иерархичность управления, когда нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; наличие правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения руководителями своих обязанностей; дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности; найм на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности.

Таким образом, в самом общем виде организационную структуру в уголовно-исполнительной системе можно определить как совокупность должностей, объединенных с помощью организационных связей.

Помимо формальных связей в организациях существуют и многие другие, неформальные, возникающие с самого первого момента функционирования организаций в силу различного рода причин, как связанных с производством, с выполнением своих должностных обязанностей, так и не связанных. Например, такие связи образуются в связи с возникающими потребностями у работников в получении ими какой-либо помощи от своих коллег, в связи с совместным использованием техники, а также в силу различных социально-психологических причин.

Совокупность неформальных связей образует неформальную структуру организации, принципиально отличающуюся от формальной. Формальная структура образует каркас отношений в организации, придает им необходимую устойчивость, позволяя рационализировать процесс управления.

Неформальная структура базируется на других принципах и источниках социальной регуляции поведения. В отличие от формальной структуры неформальная строится на принципах саморегуляции и самоорганизации. Она не является жестко структурированной, ее направленность меняется и может как усиливать состояние формальной организационной структуры, так и ослаблять его. Она строится на основе личностных особенностей работников, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жестко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой, напротив, превалируют групповые нормы и спонтанное взаимодействие лиц.

Если формальная структура опирается на жесткие отношения, зафиксированные в должностных инструкциях, то в неформальной подобные отношения имеют ситуационный характер. Таким образом, формальная структура создается отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а неформальная - отношениями между людьми в процессе их совместной деятельности. Обе структуры сосуществуют в организации, взаимодополняют друг друга, а иногда и противоборствуют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: