Цели и функции управления в уголовно-исполнительной системе

Теория управления придает важное значение рассмотрению цели как системообразующему признаку любой организации.

Цель всегда выступает как единство мотивов, средств и результатов. Под мотивом понимается стремление удовлетворить ту или иную потребность. Для обретения определенности мотивы должны быть подкреплены наличием средств, использование которых может привести к желаемому результату. Таким образом, цель формируется при соединении мотива со средствами (ресурсами, условиями, возможностями). Так и решается вопрос о способе удовлетворения потребности. Надо иметь в виду, что цель не существует в объективной действительности, ее нужно определить и надлежащим образом сформулировать, т.е. цель определяется субъектом управления сознательно.

В философском понимании цель - это предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Цель может стать силой, изменяющей действительность, только во взаимодействии с определенными средствами, необходимыми для ее практической реализации.

В теории управления сложилось несколько подходов к классификации целей. Например, различают отдаленные, близкие и непосредственные, общие и частные, промежуточные и конечные цели. Существует и такая классификация целей, как цели-задания; цели-ориентации; цели собственно системы.

Цели-задания ставятся вышестоящим субъектом управления и, как правило, нормативно закреплены. В них отражается назначение системы во внешнем мире, т.е. ради чего она создана (обеспечение безопасности, охрана и надзор, исправление осужденных, подготовка кадров и т.д.). Цели-ориентации отражают общие интересы членов коллектива, призванного осуществлять поставленную цель-задание. Цели собственно системы как относительно автономного образования отражают ее стремление сохранить свою стабильность и целостность, равновесие во взаимодействии с окружающей средой. Именно в этом виде целей проявляются усилия системы, направленные на совершенствование своей структуры, обеспечение необходимыми ресурсами и т.д.

Надо отметить, что существуют проблемы целей, а именно проблема «сохранения целей», проблема восприятия целей-заданий, проблема методологического подхода к определению цели-ориентации, проблема расширения разнообразия средств воздействия на организацию, проблема учета субъектом управления целей собственно системы.

Следует знать, что цель лежит в основе социального управления. С точки зрения управления цель можно определить как желаемое состояние социальной системы или желаемый результат ее поведения, ради достижения которого предпринимаются те или иные управленческие действия[21]. Первоначально цель социального управления формируется в виде представления о некотором идеале, на осуществление которого направлена управленческая деятельность. Следующим звеном целеполагания в социальном управлении является формирование конкретных целей как отражение определенного этапа существования, развития общества, как образ предмета (результата) непосредственной деятельности человека. Научной основой формирования конкретных целей социального управления является анализ потребностей развития общества и личности. Выявление необходимых потребностей позволяет определить конкретные цели управления, которые требуется достичь в перспективе. Оно выражает тот конечный результат, получение которого обозначает необходимый этап социального развития. Цели управления детализируются в задачах.

Задачи управления - конкретное содержание работы, которую необходимо выполнить для достижения положительного результата. Верное определение целей и содержания задач является одним из критериев эффективности системы социального управления. Величина достигнутого конечного результата, соотнесенная с затратами, т.е. темпы движения по пути к общей цели, - важный критерий ее эффективности[22].

Поскольку цели – это, прежде всего, выражение рационально обоснованного проекта будущего, то они должны быть реальными. Осуществимость целей определяется имеющимися в распоряжении организации человеческими, материальными, финансовыми и техническими ресурсами, причем решающее значение имеют человеческие ресурсы организации.

Цели организации можно разделить на две категории: цели организации и цели отдельного работника. Исходя из основных направлений, форм и методов совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы[23], ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, главными (ключевыми) целями являются (см. табл. 1): повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития; сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам; гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

Индивидуальные цели – это личные цели индивидуального работника организации, к которым он стремится, работая в трудовом коллективе. Эти цели могут включать достойную заработную плату, продвижение по служебной лестнице, признание авторитета в коллективе и обществе. Процесс управления надо строить с учетом того, что личные цели должны быть согласованы с ключевыми целями всего подразделения, т.е. на первом месте должны быть прежде всего интересы организации. В противном случае при несовпадении целей организации и отдельного работника перед управлением возникают трудные проблемы по достижению конечных результатов деятельности.

Каждый государственный орган выполняет согласно возложенным на него задачам определенную часть функций государства. Например, руководствуясь общими положениями о ФСИН России, очевидно, что это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания[24]. Любое из этих направлений деятельности предполагает постановку конкретных задач и их решение, а, следовательно, осуществление собственного набора функций.

Функции, соответствующие назначению той или иной социальной системы, называются основными. В отличие от них функции управления предназначены для упорядочения деятельности самой системы. Они предполагают различные виды управленческой деятельности, осуществляемой в целях обеспечения успешного выполнения основных функций. Таким образом, функция управления в УИС есть объективно необходимая, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности (элемент управления), характеризующаяся специфическим содержанием, особой пространственно-временной формой выражения.

Управление как сознательная деятельность включает в себя элементы познания и преобразования действительности. Преобладание тех или иных названных элементов в функциях управления является основанием для классификации последних. Такой подход позволяет выделить две основные группы функций управления: познавательно-программирующие и организационно-регулирующие.

Познавательно-программирующие функции управления включают в себя сбор, обработка информации, прогнозирование и планирование. Прогнозирование призвано обеспечить научность и реальность любого вида человеческой деятельности. Эта деятельность заключается в получении информации о будущем состоянии какого-либо объекта путем анализа его состояния в прошлом и в настоящем. Так, практикуется прогнозирование развития внешней среды и состояние оперативной обстановки в ИУ и СИЗО; криминологическое, организационно-управленческое и организационно-техническое. Прогнозы подразделяются на оперативные (до одного месяца), краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), долгосрочные (5-15 лет).

Планирование есть общая функция управления, предполагающая определение целей, задач социальных систем на предстоящий период деятельности, средств их достижения и выполнения. Планирование закладывает основы будущей работы с учетом разнообразных факторов, воздействующих на развитие самой системы и на условия ее деятельности.

В решении задач управления особую значимость имеют организационно-регулирующие функции: организация; взаимодействие, координация и контроль.

Их выполнение связано с оказанием непосредственного воздействия на объекты управления для достижения ранее сформулированных целей социальных систем, получения запрограммированных результатов.

Таким образом, правоприменительная деятельность уголовно-исполнительной системы характеризуется законами, закономерностями и принципами социального управления, выражающие реальные отношения в системах управления различной масштабности и носят объективный характер. В процессе исполнения и отбывания наказаний действие законов и принципов проявляется в виде тенденций как следствие исключительно деятельности работников уголовно-исполнительной системы с одной стороны, и осужденных – с другой.

В связи с этим, достижение целей и решение задач, которые различаются в зависимости от юридического характера мер воздействия, основанных на урегулированных законом процедурах, а также в зависимости от реализующих их субъектов, позволяют уголовно-исполнительной системе интегрировать несколько функций. Например, реализация функций уголовной, уголовно-исполнительной, уголовно-процессуальной и административной юрисдикции, а также осуществление контрольных функций в сфере исполнения и отбывания наказаний.

Более подробно об основных функциях управления в уголовно-исполнительной системе будет изложено в следующем разделе.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем характеризуется объективная природа законов социального управления?

2. Назовите основные законы социального управления

3. Соотношение основных законов социального управления с деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

4. Что понимается под закономерностями общественного развития?

5. Какие закономерности характерны для сферы исполнения наказаний?

6. Понятие принципы управления и их значение для теории управления.

7. Принципы управления в уголовно-исполнительной системе, их содержание и признаки.

8. Понятие цели управления и их классификация.

9. Задачи и функции управления.

10. Общая классификация функций управления.


ПРИМЕРЫ КЛЮЧЕВЫХ ЦЕЛЕЙ
Функциональная подсистема Ключевая цель
Оперативные подразделения (СИЗО, ИУ) Организация и осуществление оперативно-розыскной деятельности по недопущению преступлений в учреждениях и органах УИС; оказание помощи правоохранительным органам в розыске преступников и раскрытии преступлений прошлых лет.
Подразделения безопасности (ОСН, ВПО, режим и надзор, спец.учет,) Обеспечение установленного порядка режима содержания; недопущение нарушений законности; соблюдение спецконтингентом, установленных уголовно-исполнительным законодательством правил поведения; профилактика правонарушений и преступлений; обеспечение мер противопожарной безопасности.
Подразделения охраны, ИТО, связи и вооружения Профилактика побегов; оснащение охраняемых объектов современными техническими системами охраны и надзора; повышение уровня боеготовности личного состава, в т.ч. пресечение преступлений террористической направленности.
Подразделения кадров и воспитательной работы с осужденными Обеспечение условий, необходимых для развития творческого потенциала сотрудников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в службе (подбор, отбор, расстановка, обучение и воспитание кадров); создание справедливой и эффективной системы стимулов к законопослушному поведению осужденных, совершенствование порядка замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, обновление механизма условно-досрочного освобождения.
Подразделения финансово-экономического и тылового обеспечения Сохранение и поддержка на должном уровне всех видов финансовых ресурсов, обеспечение подразделений техникой, вооружением и т.п.; обеспечение спецконтингента продовольствием, вещевым имуществом, создание надлежащих материально-бытовых условий, медико-санитарного обслуживания, а также строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов.
Службы по организации трудовой занятости спецконтингента Увеличение объема выпуска товарной продукции и количества осужденных выводимых на оплачиваемые работы, в т.ч. осужденных, погашающие исковые задолженности.
       
   



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: