Модели организационных структур управления в уголовно-исполнительной системе

Надо помнить, что понятие «организационная структура» не тождественно понятию «организационная структура управления», под которой подразумевается совокупность управленческих звеньев, связанных организационно-административными отношениями. Организационная структура управления является составной частью организационной структуры системы. Субординационные связи элементов организационной структуры в зависимости от их содержания обычно определяют на следующие типы (формы) организационных структур управления: линейную, линейно-функциональную, линейно-функционально-штабную, программно-целевого управления, матричную, дивизионную или отделенческую.

1. Линейный тип организационной структуры управления образуется в результате расположения должностей по принципу прямого подчинения: «вышестоящий руководитель» - «руководители» - «исполнители». Таким образом, во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными, сосредоточивший в своих руках все функции управления. Его решения, передаваемые сверху вниз, обязательны для выполнения. Принцип единоначалия предполагает подчинение только одному руководителю.

Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения исполнителю, минуя его непосредственного руководителя. Обычно такая структура используется мелкими и средними организациями, не имеющими широких корпоративных связей (рис. 1).

2. При линейно-функциональном типе организационной структуры управления каждый орган управления (или исполнитель) имеет специализацию по выполнению отдельных видов управленческой деятельности (функций управления), т.е. функциональный тип основан на передаче прав линейного руководства нескольким субъектам управления, каждый из которых осуществляет его по одной из специализированных функций. В результате у исполнителей появляется несколько так называемых функциональных руководителей. Решения по общим вопросам принимаются коллегиально. Функциональный руководитель имеет право давать указания и распоряжения в пределах своих полномочий исполнителям.

3. Линейно-функционально-штабной тип концентрирует в себе положительные стороны обоих типов и в определенной мере свободен от недостатков, присущих каждому из них. При данном типе построения оргструктур право принятия решений остается у линейного руководителя, а руководители «по функциям» являются его помощниками в осуществлении специфических функций, требующих особых знаний. Такой тип структуры управления позволяет значительно повысить качество линейного руководства за счет объединения специалистов, занимающихся анализом управленческой информации и выработкой на его основе необходимых рекомендаций и предложений, в специализированные, так называемые штабные подразделения. Данный тип управления эффективно применяется в уголовно-исполнительной системе.

4. Программно-целевой тип структуры управления позволяет вводить в основной костяк структуры новые элементы для решения возникающих проблем, перенацеливать на это имеющиеся элементы или ликвидировать их при изменении условий.

5. Матричная структура управления (функционально-временно-целевая) представляет собой современный эффективный тип организационной структуры управления, создаваемый на основе совмещения двух видов структур.

В матричной структуре присутствует принцип двойного подчинения исполнителей, с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет сотрудников и техническую помощь руководителю проекта, с другой – руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. При подобной организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов и служб.

Матричные структуры управления, дополнившие линейно-функциональную организационную структуру управления новыми элементами, открыли качественно новое направление в развитии наиболее активных и динамичных проблемно-целевых и программно-целевых организационных форм управления, которые нацелены на подъем творческой инициативы руководителей и специалистов и выявление возможностей значительного повышения эффективности деятельности организации.

6. Дивизионная (отделенческая) организационная структура управления является разновидностью организации управления иерархического типа. Первыми перестройку структуры по этой модели начали в 20-е годы крупнейшие организации на западе, которые стали создавать отделения, предоставив им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.п. Поэтому этот тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля).

Суть этой структуры заключается в создании в больших организациях относительно самостоятельных отделений (от фр. division - отделение). В то же время администрация оставляет за собой право жесткого контроля по общеорганизационным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.п.

В СССР введение организационных структур такого типа было связано с созданием объединений. В их состав включались различные предприятия и организации, которые отчасти сохраняли свою самостоятельность. Управление объединениями строилось из предпосылки органической взаимосвязанности их составных частей, реализующих общую цель. Однако существовало значительное различие в уровнях централизации: наряду с объединениями, в которых управление было полностью централизовано и осуществлялось аппаратом головного предприятия (или специально созданным органом), создавались и децентрализованные структуры, особенно там, где предприятия сохраняли свою хозяйственную и юридическую самостоятельность.

Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а руководители, возглавляющие отделения. Структуризация в отделениях осуществляется, как правило, по одному из трех критериев: по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация); по ориентации на потребителя (потребительская специализация); по обслуживаемым территориям (региональная специализация). Такой подход обеспечивает более тесную связь организации с потребителями, существенно ускоряя его реакцию на изменения, происходящие во внешней среде. В результате расширения границ оперативно-хозяйственной самостоятельности отделения стали рассматриваться как центры, активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности своей работы.

По действующему законодательству уголовно-исполнительная система имеет три уровня: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (ФСИН России); территориальные органы (ГУФСИН, УФСИН России по субъектам Российской Федерации); 3) учреждения, исполняющие наказания[26]. Соответственно данные уровни можно представить как центральный, средний и низовой. Исправительные учреждения занимают особое место в данной системе, являясь ее низовым элементом, но при этом реализуя основное предназначение системы – исполнение наказаний.

Обычно на практике типовые структуры используются с некоторыми изменениями, вытекающими из всего разнообразия местных особенностей и форм работы.

В структуру Центрального Аппарата ФСИН России входят: директор, его заместители, структурные подразделения (18 управлений).

В свою очередь, примерная структура исправительных учреждений утверждена Приказом Минюста России от 17.03.2008 № 154 «Об утверждении примерных структур и расчетов штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и методических рекомендаций по разработке их штатных расписаний»[27].

В заключение, для правильного построения организационной структуры управления следует знать факторы, обуславливающие наличие в данных структурах тех или иных элементов, связей. Различают факторы, влияющие на характер структуры непосредственно и косвенно. К первым относятся цели, задачи, функции, принципы и методы управления. Ко вторым - кадры, техника, технология управления, организация труда.

Надо знать и принципы построения организационных структур управления

- стремление к минимуму ступеней в структуре управления;

- организационная обеспеченность функций;

- организационная структура управления не должна быть сложной;

- обеспечение «гибкости» организационных структур управления;

- достижение оптимального сочетания централизации и демократизации;

- исключение дублирования функций в организационных структурах управления;

-обеспечение относительной равномерности нагрузок на каждое структурное подразделение;

- обеспечение максимальной степени типизации (общность принципов и методов управления, единая совокупность правовых актов и т.д.).

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой организация: как явление, как деятельность, как социальное образование?

2. В чем состоит принципиальная разница между теорией организации и теорией организаций?

3. Как соотносятся организационная структура и организационная структура управления?

4. Элементы организационной структуры системы

5. Что представляет собой вертикальное и горизонтальное разделение труда?

6. Особенности неформальной структуры и каким образом она возникает?

7. Почему дивизиональную организационную структуру называют много раз повторенной линейно-функциональной?

8. Принципы построения организационных структур управления.

9. Модели организационных структур управления характерные для уголовно-исполнительной системы?

10. Назовите типовые структуры исправительных учреждений


  ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
1. ДОЛЖНОСТИ
должность – это структурная единица организации, предполагающая совокупность прав, обязанностей, ответственности, требований к знаниям, опыту и квалификации работников, т.е. их специализированные роли
 
2. СТРУКТУРНЫЕ БЛОКИ
структурные блоки создаются в связи с разделением и специализацией труда в организации, что может быть осуществлено на основании производственно-технологического, функционального (материально-бытового, вещевого и медицинского обеспечения), тылового, продуктового и иных критериев
 
3. ФОРМАЛЬНЫЕ СВЯЗИ
горизонтальные (осуществляется интеграция функционально разделенных, но относительно независимых по отношению друг к другу структурных блоков, находящихся на одном уровне управления)
вертикальные (субординационные) (устанавливаются отношения власти и подчинения, или, другими словами, отношения между должностями, находящимися в состоянии соподчинения) · организационно-предметные, возникающие между работниками по поводу использования ими различных средств; · организационно-функциональные, т.е. взаимосвязи работников по степени их участия в совместном профессиональном труде; · организационно-административные, обуславливаемые субординацией работников, т.е. связи руководства и подчинения
 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: