Понятие метода государственного управления призвано продемонстрировать, с помощью каких основных приемов осуществляется государственное управление.
По мнению Д.М. Овсянко, метод государственного управления - это «совокупность определенных способов и средств правового воздействия на волю и поведение участников регулируемых общественных отношений»[28].
Л.Л. Попов придерживается мнения, что «государственное управление, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Это - методы правового регулирования общественных отношений»[29].
Ю.М. Козлов под методом понимает «определенную совокупность правовых средств, или способов осуществления регулирующего воздействия права на общественные отношения»[30].
Наиболее точным представляется понятие, сформулированное Ю.Н. Стариловым, который определяет метод государственного управления как «правовое средство, которое используется для достижения целей, решения задач и осуществления функций государственной управленческой деятельности»[31].
|
|
Методы управления могут быть классифицированы по разным основаниям. С точки зрения жесткости (четкой определенности) реализации управленческих усилий выделяют консенсуальные и директивные методы.
Под консенсуальными понимаются методы, основанные на согласии сторон, то есть это методы, базирующиеся на общем согласии субъектов и объектов управления, основанные на принятии управленческого решения[32]. Директивные методы управления это способы и формы управления, при которых субъект управления, управляющий орган вырабатывает директивы, распоряжения, подлежащие неукоснительному исполнению со стороны объекта управления, подчиненных субъекту лиц.
С точки зрения содержания управления методы управления делятся на процедурные и обеспечивающие.
Методы обеспечения управления, с точки зрения вовлечения людей в процесс реализации, подразделяются на морально-этические, социально-политические, экономические, административные.
По отношению к отдельному сотруднику можно выделить воздействие:
- прямое (приказ, задание);
- через мотивы и потребности (стимулирование);
- через систему ценностей (воспитание, образование);
- через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса).
Наиболее распространенной классификацией методов государственного управления является их деление по характеру воздействия: на экономические, административные (организационно-распорядительные) и социально-психологические.
|
|
В группу экономических методов управления включают методы экономического стимулирования, ценообразования, финансирования, кредитования и др. Сущность экономических методов заключается в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работников и контрагентов с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы управляемых систем. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием, сколько экономическим стимулированием.
Под воздействием экономических методов управляемые процессы становятся более гибкими и адаптивными. Применение экономических методов обычно сочетается с относительным обособлением отдельных управляемых подсистем и повышением уровня их саморегулирования.
Особое место в государственно-управленческой деятельности занимают административные методы, содержащие в себе способы, приемы действия прямого и обязательного определения поведения и деятельности людей со стороны государства.
Такие методы отличаются: во-первых, прямым влиянием государственного органа или должностного лица на волю исполнителей путем установления их обязанностей, норм поведения и издания конкретных команд; во-вторых, односторонним выбором способа решения стоящей задачи, варианта поведения, однозначным решением ситуации, подлежащим обязательному исполнению; в-третьих, безусловной обязательностью распоряжений и указаний, невыполнение которых может повлечь за собой различные виды юридической ответственности[33]. В отличие от экономических методов, основанных на материальных интересах людей, административные методы опираются на авторитет власти и право руководителя отдавать распоряжения, обязательные для исполнения[34].
Выделяются такие их преимущества как: строгость и однозначность установленных правил и процедур, быстрота принятия решений, эффективность применения на их основе других методов управления.
Административные методыпозволяют формировать основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников. Административное воздействие осуществляется в следующих формах:
– прямое административное указание, имеющее обязательный характер для управляемой системы (приказ, распоряжение);
– установление правил, регулирующих деятельность управляемой системы (положения о структурных подразделениях, нормативы);
– разработка рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов в управляемой системе (должностные инструкции, методические указания);
– контроль и надзор за деятельностью управляемой системы.
Административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, то есть администрированием. Административные методы управления регламентированы нормативно-правовыми актами.
Административные методы государственного управления в науке классифицируются по следующим основаниям. В зависимости от формы выражения: правовые и организационные; в зависимости от административно-правовых признаков: нормативные и индивидуальные; в зависимости от степени управляющего воздействия на объекты управления: императивные, уполномочивающие, поощрительно-рекомендательные.
Социально-психологические методы основываются на использовании моральных стимулов, особых способов коммуникации, образов, метафор и других приемов воздействия на эмоции людей. Среди способов мотивации поведения выделяют внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение и др. Целями применения социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности эффективной деятельности коллективов.
|
|
Социально-психологические методы управления направлены в первую очередь на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. В целях гуманизации труда особое внимание уделяется использованию психологического воздействия цвета, музыки, уменьшения монотонности работы, расширения творческих элементов в работе и т.д.
Процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных и групповых целей называется мотивацией. Мотивация бывает двух видов: внешняя и внутренняя. К внешним мотивам можно отнести заработную плату, продвижение по службе, а к внутренним – возможность творчества, самореализации человека, уважение со стороны коллег и руководства.
Для выявления социально-психологических факторов развития управляемой системы используют такие методы, как анкетирование, хронометраж, тестирование, наблюдения и др.
В юридической литературе выделяют также классификацию методов государственного управления по содержанию воздействия - методы косвенного и прямого воздействия, по характеру воздействия на волю объекта - убеждение и принуждение.
Под методами косвенного воздействия понимают: порицания, поощрения, т.е. методы, которые оказывают влияние на волю и формируют поведение субъекта. Под методом прямого воздействия понимают: указания, распоряжения. Если взглянуть более глубоко на прямое и косвенное воздействие, то можно увидеть, что и тот, и другой метод подкрепляются юридической ответственностью за невыполнение предписаний[35]. Следует заметить, что косвенное стимулирование субъекта в виде ответственности за нарушение объединяет оба метода воздействия.
Существует классификация методов правового воздействия как предписание, запрет и дозволение[36]. Под предписанием понимается закрепление (возложение, установление) прямой юридической обязанности совершить те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой. Крайней формой данного метода является принуждение, характеризующееся использованием возможностей государственного механизма для силового обеспечения выполнения требований, предписываемых правовыми нормами.
|
|
Здесь следует заметить, что административное принуждение применяется не только для защиты административно-правовых норм, но и для обеспечения реализации норм других отраслей права. Например, обращение взыскания судебным приставом-исполнителем на имущество должника, которое может сопровождаться применением мер административного принуждения.
Запрет - определение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия. Запрет может быть сформулирован как предельно императивно (запрещается, не допускается и т.п.), так и в относительно мягких формах, тем не менее не меняющих сути запрета (рекомендуется воздерживаться и т.п.).
Дозволение - юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
В практике управления, как правило, одновременно применяются различные методы, которые органически дополняют друг друга. Их эффективность зависит от того, насколько субъект управления способен применить ту их совокупность, которая необходима в конкретной управленческой ситуации.
Процесс управления представляет собой совокупность отдельных видов деятельности, направленных на обеспечение функционирования и развития системы в интересах достижения стоящих перед ней целей. В процессе управления решаются две задачи:
– тактическая – связана с поддержанием устойчивости и взаимодействия всех элементов системы;
– стратегическая – обеспечивает развитие и совершенствование системы, перевод ее в качественно иное состояние.
Процесс управления включает следующие элементы:
– предмет и продукт управленческого труда (информация, решения);
– средства управленческого труда (компьютеры, телефоны и т.д.).
В процессе управления выполняется множество операций, среди которых выделяются: вычислительные, логические, описательные, контрольные, сбора и анализа информации и пр.
Документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание составляющих его операций, называется управленческой процедурой.
Способ выполнения управленческих операций и их элементов в оптимальной последовательности при рациональном распределении между исполнителями с учетом их квалификации и затрат времени называется управленческой технологией.
Выделяют следующие виды технологий управления:
– линейная – характеризуется строгой последовательностью отдельных управленческих фаз, вытекающих друг из друга и сменяющихся в соответствии с заранее намеченным планом (например, при управлении поездов);
– управление по отклонениям – исходит из того, что незначительные отклонения не требуют корректировки управленческого процесса, а преодоление незначительных отклонений возможно силами самих исполнителей; вмешательство руководителя происходит лишь при значительной величине отклонений;
– управление по результатам – заключается в том, что в зависимости от степени достижения запланированных результатов на предыдущей фазе происходит уточнение последующих управленческих действий (например, при управлении войсками).