Методы управления в деятельности органов и учреждений ФСИН России

Воздействие субъекта управленческой деятельности на волю объекта осуществляется различными приемами, средствами, способами, которые именуются методами управленческой деятельности.

Независимо от содержания и направленности методам управленческой деятельности присущи:

– объективированная организационная форма, под которой понимается вид воздействия, то есть управленческо-распорядительное предписание (приказ, требование, разрешение и т.п.);

– характер воздействия (непосредственное воздействие, косвенное воздействие посредством создания стимулирующих или ограничивающих условий);

– способ воздействия (единоличный, коллегиальный, коллективный);

– временная характеристика (краткосрочные и долгосрочные);

– наличие тактического и стратегического характера.

Сложность процессов управленческой деятельности органов и учреждений ФСИН России обусловливает наличие множества ее методов. Основными методами управленческой деятельности органов и учреждений ФСИН России являются убеждение и принуждение, так как в реализации любой функции этой деятельности имеется вариантность соотношения убеждения и принуждения.

Как правило, любой метод осуществляется в формах, которые с определенной долей условности могут быть отнесены к правовым, организационным либо организационно-техническим. К наиболее распространенным правовым формам выражения методов управления относятся: законы, указы, постановления, положения, уставы, правила, инструкции, решения, распоряжения, приказы, резолюции на документах, служебные записки и др.

Сущность методов управления в государстве определяется его социальной природой. Субъекты управления в ФСИН России применяют методы воздействия в целях осуществления задач и функций государства, общества для решения экономических, социальных, оборонных, правоохранительных и иных задач.

Методы социального управления важно отграничивать от иных близких по своей значимости понятий: методов исследования процессов управления, методов осуществления отдельных функций управления, методов разрешения управленческих вопросов, познавательно-программирующих методов (системного анализа, исследования операций, моделирования, организационного проектирования, сетевого планирования).

Методы управления представляют собой систему способов и приемов, с помощью которых реализуются цели, задачи и функции управления. Существование множества методов обусловлено сложностью процессов управления. Методы управления дополняют друг друга, так как каждый метод характеризуется способом реализации целей управления.

Говоря о классификации методов управления органами и учреждениями ФСИН России, следует отметить, что этот вопрос в научной литературе решается неоднозначно, то есть существует несколько подходов к классификации методов управления. Так, методы управления подразделяются по функциональному признаку на познавательно-программирующие и организационно-регулирующие.

К познавательно-программирующим методамавторы относят всеобщий метод познания (диалектический, общенаучные и частнонаучные методы), а также собственно управленческие методы системного анализа, исследования операций, моделирования, организационного проектирования, сетевого планирования, то есть специально предназначенные для анализа систем и процессов управления.

К организационно-регулирующим методам отнесены всеобщие методы воздействия – убеждение и принуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на основные группы: 1) организационно-распорядительные (административные); 2) экономические; 3) социально-психологические.

Существуют два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей: убеждение и принуждение. Они составляют всеобщие методы социального управления.

Вместе с тем в управленческой деятельности убеждение и принуждение выражаются в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретных видов методов социального управления.

В сфере управления ФСИН России широкое применение имеют административные методы. Важную роль играют также социально-психологические методы. Что касается экономических методов, то они, в отличие от административных и социально-психологических методов, не имеют столь широкого применения, хотя эффективность их применения зачастую является более заметной, чем при использовании иных методов.

Важное значение в использовании методов управленческого воздействия имеет субъективный фактор. Авторитарный подход к использованию методов управления недостаточно квалифицированным руководителем может привести к отрицательным последствиям, искажению целей управления. Ввиду этого важное значение имеют качество, уровень подготовки руководителей, их компетентность, а также повышение ответственности руководителей за принимаемые управленческие решения, выбор методов их реализации.

Методы управления используются в реальном процессе управления, в котором должны учитываться цели и задачи, стоящие перед системой управления, особенности и состояние субъекта и объекта управления, характер и специфика конкретной жизненной ситуации, возможности эффективного использования имеющегося арсенала методов, внутренние и внешние обстоятельства функционирования системы управления и другие объективные факторы, не зависящие от воли субъекта управления.

В связи с этим субъективный фактор использования методов управления должен исходить из объективных условий. Он должен быть подчинен объективным закономерностям и потребностям социального управления. Любые решения должны базироваться на практическом опыте и обстоятельном изучении дела.

Всеобщими, универсальными методами управленческого воздействия являются убеждение и принуждение. В любой сфере социального управления обнаруживается вариантность соотношения этих методов, органы и учреждения ФСИН России в этом смысле не являются исключением.

Убеждение направлено на то, чтобы объект управления добровольно исполнял волю субъекта управления. Благодаря убеждению достигается единство воли субъекта и объекта управления. Убеждение – это такое воздействие, которое затрагивает ум и эмоции в их единстве, изменяет неправильные взгляды, отношения, формирует новые, соответствующие требованиям науки или моральным требованиям общества. Убеждение как метод воздействия, по существу, является процессом активного воздействия убеждающего и убеждаемого при ведущей роли первого.

Убеждение как метод социального управления означает моральное, психологическое, материальное воздействие субъекта управления на сознание и волю управляемых, поведение людей, которое порождает, укрепляет и развивает сознательность, соответствующую целям и задачам управления, побуждает к осознанному исполнению распоряжений субъекта управления.

Основными видами убеждения являются разъяснение, обсуждение, агитация, предостережение, показ положительного опыта (образцов), поощрение и др.

Существенную стимулирующую роль в управлении играет поощрение, под которым понимается публичное признание заслуг, награждение, оказание общественного почета и т.п. лицу в связи с достигнутыми им успехами в своей работе или выполнении общественного долга. Меры поощрения могут быть морального, материального и морально-материального характера.

В систему мер поощрения входят почетные звания Российской Федерации, государственные премии, ордена и медали Российской Федерации и др.

Принуждение состоит в утверждении воли субъекта управления вопреки воле управляемого. В случае неисполнения воли субъекта управления последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу объекта управления с целью преобразования его воли, подчинения воле субъекта управления. Принуждение в управлении выражается в применении государственных и общественных принудительных мер. Скажем, нарушение норм права влечет юридическую ответственность, а невыполнение требований, содержащихся в нормах общественных организаций, может повлечь применение лишь мер общественного воздействия.

К государственным принудительным мерам, которые могут применяться в целях поддержания государственной дисциплины, обеспечения законности и правопорядка субъектами государственного управления, относятся меры дисциплинарного, административного, материального и уголовного принуждения.

Дисциплинарное принуждение связано со служебными отношениями субъекта и объекта управления. Оно применяется в целях обеспечения надлежащего и своевременного выполнения объектом управления, нижестоящим органом и его работниками распоряжений субъекта управления, то есть вышестоящего органа (должностного лица). Дисциплинарное принуждение выражается в дисциплинарной ответственности – это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение.

Административное принуждение применяется уполномоченными на то органами и должностными лицами ФСИН России. Его применение не связано рамками служебных отношений. Административное принуждение может применяться независимо от служебной подчиненности. Оно служит общим целям обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка. Административное принуждение включает в себя меры административного предупреждения, меры административного пресечения, меры административно-процессуального обеспечения и административные взыскания.

Под мерами административного предупреждения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях предупреждения правонарушений и наступления обстоятельств, угрожающих общественной безопасности. Эти меры имеют профилактическое значение.

Под мерами административного пресечения и административно-процессуального обеспечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными органами и должностными лицами в целях прекращения правонарушения и предотвращения его вредных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения виновного к ответственности. К этим мерам относятся следующие: требование прекратить правонарушение; применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; отстранение от работы лиц, страдающих инфекционными заболеваниями; принудительное лечение венерических заболеваний и другие меры медико-санитарного характера и др.

Под административным наказанием понимается принуждение, применяемое уполномоченными на то органами и должностными лицами, в целях наказания нарушителя и предупреждения новых правонарушений. Административное наказание может выражаться в моральном или материальном воздействии на нарушителя либо во временном лишении его специального права. Виды административных наказаний указаны в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материальное принуждение заключается в возмещении материального ущерба, нанесенного противоправными действиями предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Порядок возмещения материального ущерба регулируется действующим законодательством. Размер нанесенного ущерба определяется, как правило, судом, который выносит по делу соответствующее решение о взыскании материального ущерба. Вместе с тем в предусмотренных законодательством случаях решение о возмещении материального ущерба может быть принято уполномоченными на то органами управления или должностными лицами.

Меры уголовного принуждения применяются за совершение преступления органами следствия и судами в порядке, установленном уголовным и уголовно-процессуальным законодательством. К ним, в частности, относятся: лишение свободы, исправительные работы без лишения свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, конфискация имущества, лишение воинского или специального звания, обязательные работы и др.

Таковы методы убеждения и принуждения. Являясь универсальными методами управленческого воздействия, убеждение и принуждение конкретизируются, выражаются в других производных от них методах, к числу которых относятся административные, социально-психологические и экономические методы управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: