Сущность оценки эффективности деятельности УИС

Органы исполнительной власти, с одной стороны, являются частью государства и выступают по поручению и в его интересах, с другой стороны, являются разновидностью организаций. Поэтому, как отмечает В.В. Шлыков, деятельность органов исполнительной власти должна подчиняться требованиям эффективности и результативности, а стало быть, подлежать оценке и в определенных случаях корректировке, как и всякая управляемая система[123].

Исследование теоретических основ оценки управленческой деятельности УИС предполагает решение трех взаимосвязанных задач. К ним можно отнести определение предмета оценки, критериев и показателей оценки, методики оценки.

Первым элементом системы оценки эффективности – предметом оценки – является эффективность управленческой деятельности УИС.

В словаре под редакцией С.И. Ожегова «эффективный» означает «действенный, приводящий к нужному результату»[124]. Профессор Л.Ш. Берекашвили определяет понятие «эффективность» (от лат. effectivus — дающий определенный результат, действенный) как «степень достижения системой заданных целей, выраженную количественно-качественными характеристиками конечных результатов труда и их соответствия произведенным для этого затратам»[125]. Профессор А.П. Ипакян отмечает, что «в общем виде эффективность в любой деятельности измеряется степенью достижения ее целей»[126].

В приведенных определениях обнаруживаются три необходимых компонента понятия «эффективность» - это цель, затраты средств для достижения целей и конечный результат каких либо действий. Цель - что нужно достичь, средства - при помощи чего достигается цель, результат определяет эффективность деятельности (степень достижения цели).

Средства достижения цели разнообразны. Обычно управленческая практика оперирует такими видами ресурсных затрат, как людские (кадровые), материально-технические, затраты времени, интеллектуальные. Причем затраты ресурсов должны соответствовать полученным результатам, т.е. решающее значение приобретает принцип достижения максимального эффекта при минимальных затратах ресурсов.

На основе вышеизложенного, под эффективностью деятельности УИС понимаются результаты достижения целей при учете качества функционирования управления и произведенных для этого затрат.

Одним из основных вопросов при решении проблемы оценки эффективности управленческой деятельности является определение ее критериев и показателей.

Критерии (от греч. krilerion - мерило для оценки чего-либо) собственно и «являются механизмом, превращающим эффективность из абстрактной теоретической категории в понятие, способное выполнять продуктивные (оценочные, конструирующие, реагирующие) функции»[127].

Выбор критериев оценки имеет огромное значение, поскольку критерии определяют направленность эффективности, то есть деятельность УИС может быть определена как эффективная ошибочно, если критерии были выбраны неправильно.

Критерии эффективности выражаются определенной системой показателей. В свою очередь показатели эффективности выражаются, как правило, в количественной форме и отражают лишь отдельные черты и стороны оцениваемого, чем и отличаются от критериев.

Система оценки основывается на существующей статистической отчетности и обеспечивается методикой с указанием источников получения сведений для сопоставления и вывода оценочных критериев.

Методика осуществления оценки эффективности деятельности территориальных органов ФСИН России установлена Приказом ФСИН России от 14.06.2012 № 325[128]. В целях выявления лучших территориальных органов ФСИН России, стимулирования коллективов УИС к достижению более высоких показателей в работе осуществляется рейтинговая оценка данных органов, что регламентировано Приказом ФСИН РФ от 15.04.2005 № 262[129]. При этом следует отметить, что рейтинговой оценке подлежат все основные направления деятельности:

- работа по тыловому обеспечению[130];

- социальная, психологическая и воспитательная работа с осужденными[131];

- работа по исполнению наказаний и мер уголовно-правового характера без лишения свободы[132].

В качестве расчетных показателей (под ними понимаются статистические сведения) применяются учетные данные, которые детализируются с помощью индикаторов (то есть соотношений между показателями), характеризующих результаты деятельности УИС.

Основными источниками информации для оценки деятельности ФСИН России являются: 1) государственная и ведомственная статистическая отчетность; 2) акты по результатам инспектирования и контрольных проверок; письма и жалобы юридических и физических лиц; 3) представления прокуратуры и определения судов; 4) результаты изучения мнения населения о деятельности УИС; 5) данные, характеризующие специфику оперативной обстановки; 6) сведения о ресурсном обеспечении органов.

В целях объективности оценка, как в целом, так и по конкретным направлениям деятельности ФСИН России осуществляется в два этапа:

выставление оценок на основе показателей, содержащихся в оценочных таблицах Методических рекомендаций;

выставление оценки на основе фактического положения дел в инспектируемом территориальном органе (учреждении) ФСИН России.

К показателям, содержащимся в оценочных таблицах, относятся:

работа помощников начальников территориальных органов ФСИН России (групп) по соблюдению прав человека в УИС, помощников начальников воспитательных колоний по соблюдению прав человека;

состояние правопорядка и оперативной работы в исправительных учреждениях (за исключением тюрем) территориального органа ФСИН России;

деятельность по обеспечению режима и организации надзора в исправительных учреждениях (за исключением тюрем) территориального органа ФСИН России;

деятельность подразделения специального назначения территориального органа ФСИН России;

состояние готовности территориального органа ФСИН России и подведомственных ему подразделений УИС к действиям при чрезвычайных обстоятельствах;

деятельность следственных изоляторов и тюрем;

деятельность оперативных подразделений территориальных органов ФСИН России (контролирующих деятельность следственных изоляторов и тюрем) и оперативных подразделений следственных изоляторов и тюрем;

состояние обеспечения надежности охраны подразделений УИС, подведомственных территориальному органу ФСИН России;

состояние инженерно-технических средств охраны и надзора подразделений УИС, подведомственных территориальному органу ФСИН России;

состояние служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию;

состояние социальной, психологической и воспитательной работы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными;

состояние трудовой адаптации осужденных;

состояние начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы;

состояние медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Медицинское обеспечение работников УИС;

деятельность уголовно-исполнительных инспекций;

эффективность служебной деятельности работников УИС;

эффективность управленческого воздействия территориального органа ФСИН России на положение дел в подведомственных ему подразделениях УИС;

работа с работниками УИС, эффективность организации воспитательной работы, служебной и физической подготовки, обеспечения социальной защиты работников УИС;

состояние служебной деятельности подразделений собственной безопасности территориального органа ФСИН России и подведомственных ему подразделений УИС;

состояние служебной деятельности подразделений специального учета территориального органа ФСИН России и подведомственных ему подразделений УИС;

обеспечение режима секретности и организации секретного делопроизводства;

организация работы с обращениями граждан в территориальном органе ФСИН России и подведомственных ему подразделениях УИС;

состояние работы служб, обеспечивающих деятельность УИС;

состояние работы в области пожарной безопасности объектов УИС;

состояние сети связи;

состояние тылового обеспечения подразделений УИС, подведомственных территориальному органу ФСИН России;

работа бухгалтерии и финансово-экономического подразделения территориального органа ФСИН России и подведомственных ему подразделений УИС.

При выставлении оценки на основе фактического положения дел в территориальном органе ФСИН России принимаются во внимание:

динамика изменения важнейших показателей оперативно-служебной, производственно-хозяйственной, финансово-экономической деятельности за период, прошедший с момента последней инспекторской или контрольной проверки, ее реальное влияние на изменение обстановки в учреждениях и органах УИС;

социально-экономические особенности субъекта Российской Федерации, его природно-географического положения и иные факторы, влияющие на организацию и результаты деятельности подразделений УИС, подведомственных инспектируемому территориальному органу ФСИН России;

способность и готовность руководителей территориальных органов ФСИН России и подведомственных им подразделений УИС выполнять поставленные перед ними задачи;

мнение о деятельности инспектируемого территориального органа ФСИН России руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественное мнение.

Кроме оценочной и регулятивной функций, система оценки деятельности территориальных органов ФСИН России призвана стимулировать активность труда, как подразделений, так и отдельных сотрудников.

Таким образом, в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы оценка деятельности территориальных органов приобретает особое значение и является одним из факторов, способствующих максимально быстрому и эффективному достижению поставленных перед системой целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: