Исходным понятием для определения конфликтов в организации является понятие «организация». Прежде всего, отметим, что организация как социальный институт имеет ряд сущностных признаков:
- Объединение в своем составе не менее 2–х человек.
- Наличие общей цели для всех членов организации, ради которой она создана.
- Совместный труд в интересах общей цели.
- Наличие четкой структуры с выделением органов управления и распределением прав, обязанностей и ролей между членами организации.
Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение организации: Организация – это социальная группа, объединяющая людей на основе общей цели, деятельность которых сознательно координируется и направляется в интересах достижения общей цели.
Любая организация характеризуется своей внутренней и внешней средой. Основу внутренней среды организации составляет ее организационная структура, цели и задачи, ресурсы, технологии и коммуникации. Внешняя среда организации включает в себя факторы л социальные условия окружающей среды. Элементы внутренней структуры организации и факторы ее внешней среды могут быть объективной причиной конфликтов в ней. Таким образом, конфликты в организации можно определить как противоборство между субъектами социального взаимодействия внутри организации, возникающее на основе противоречий в основных элементах ее внутренней среды и под влиянием внешних факторов.
|
|
В любой организации проявляются или могут проявить себя самые разнообразные конфликты, основные типы которых представлены в таблице 4.1.
Таблица 4.1. Типы конфликтов в организации
ОСНОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ | ТИПЫ КОНФЛИКТОВ |
Субъекты конфликта | Внутриличностные конфликты |
Межличностные конфликты а) По вертикали: руководитель – подчиненный б) По горизонтали: между субъектами одного иерархического уровня управления | |
Конфликты типа группа – группа а) Между структурными подразделениями б) Между группами сотрудников одного подразделения, в том числе и между микрогруппами в) Между руководством организации и персоналом г) Между администрацией и профсоюзами | |
Конфликты типа личность–группа а) Между руководителем и коллективом организации или структурного подразделения б) Между рядовым сотрудником и коллективом организации или структурного подразделения | |
Управленческие конфликты: конфликты между различными субъектами и объектами управления | |
Источники конфликта | Структурные конфликты: конфликты между структурными подразделениями, например, между производственными отделами и отделами маркетинга, бухгалтерией и основными подразделениями и др. |
Инновационные конфликты | |
Позиционные конфликты: конфликты, возникающие по вопросу значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации | |
Ресурсные конфликты | |
Динамические конфликты | |
Тип функциональной системы | Организационно–технологические конфликты |
Конфликты в социально–экономической системе организации | |
Конфликты в административно–управленческой системе | |
Конфликты, связанные с функционированием в неформальной организации | |
Конфликты, связанные с функционированием социально–психологической системы отношений |
|
|