Групповые конфликты менее распространены в организации, чем межличностные, Но они всегда более масштабны и тяжелы по своим последствиям. Каждый из нас на работе может быть втянутым в групповой конфликт.
Под групповыми конфликтами мы будем понимать конфликты, в которых хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой.
Важно заметить, что противоборство возникает на основе столкновения противоположно направленных групповых мотивов.
Исходя из приведенных рассуждений, можно выделить два основных типа групповых конфликтов:
1. Конфликт типа «личность – группа».
2. Конфликт типа «группа – группа».
Рассмотрим подробнее каждый из выделенных типов групповых конфликтов. Конфликт типа «личность – группа». Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении ими. Первая особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектами в нем с одной стороны выступает личность, а с другой – группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а второго – в групповых.
Вторая особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта, которые непосредственно связаны с положением индивида в группе. В социальной психологии положение индивида в группе характеризуется такими понятиями, как «позиция», «статус», «внутренняя установка», «роль», «групповые нормы». Причины возникающих конфликтов между личностью и группой всегда связаны: а) с нарушением ролевых ожиданий; б) с неадекватной внутренней установкой статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышенной у нее внутренней установки); в) с нарушением групповых норм.
Третья особенность находит свое отражение в формах проявления конфликта данного типа. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конфликтующего и др.
При анализе конфликтов между личностью и группой важно учитывать их многообразие. В таблице 4.4. приводится классификация таких конфликтов.
Таблица 4.4. Классификация конфликтов типа «личность – группа» в организации
| ВАРИАНТ КОНФЛИКТА | ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ |
| Руководитель – коллектив | Новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность) Стиль управления Компетентность руководителя Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров |
| Рядовой член коллектива – коллектив | Конфликтная личность Нарушение групповых норм Неадекватность внутренней установки статусу Низкая профессиональная подготовка |
| Лидер – группа (микрогруппа) | Появление компромата против лидера Превышение полномочий лидерства Изменение группового сознания. |
Основное содержание управления конфликтами между личностью и группой представлено в таблице 4.5.
Таблица 4.5. Управление конфликтами типа «личность–группа» в организации
| ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ | ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ |
| Прогнозирование конфликта | Изучение индивидуально–психологических особенностей сотрудников Изучение и анализ общественного мнения, групповых мотивов и ценностей Анализ взаимоотношений в коллективе: микрогруппы, лидерство, социометрические оценки и т. п. Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта: актуализация личных интересов и потребностей конфликтующей личности; нарушение групповых норм и высокомерие конфликтующей личности; критические высказывания в адрес конфликтующей личности со стороны членов группы; ограничение коммуникаций с конфликтующей личностью |
| Предупреждение конфликта | На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации. Главное внимание должно быть уделено анализу конфликтных ситуаций Применение педагогических мер: беседа, разъяснение, напоминание о необходимости соблюдения групповых норм, формирование внутренней готовности по принятию групповых норм и т.д. Применение административных мер: приведение в соответствие возлагаемых обязанностей и условий оплаты труда с профессиональной подготовкой потенциального конфликтанта; перевод активных участников зреющего конфликта в другие подразделения и т. п. |
| Регулирование конфликта | Добиться признания реальности конфликта конфликтующей личностью Вести работу с конфликтной личностью по разъяснению ей причин сложившейся ситуации Вести работу с лидерами группы, «восставшей» против личности на предмет возможных путей разрешения возникшего конфликта |
| Разрешение конфликта | Как правило, конфликты типа «личность – группа» разрешаются двумя способами: 1. Конфликтующая личность признает свои ошибки и недостатки, приведшие к конфликту, и исправляет их 2. Конфликтующая личность, интересы которой не могут быть приведены в состояние конгруэнтности с интересами группы, уходит из группы |
В межгрупповом конфликте противоборствующими сторонами выступают группы. В основе такого противоборства лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей) и/или групповых мнений.
В процессе управления межгрупповыми конфликтами важно учитывать некоторые особенности таких конфликтов. Во–первых, следует различать специфику межгруппового конфликта по содержанию некоторых его структурных элементов. В частности, при анализе такого конфликта важно учитывать субъективное содержание образа конфликтной ситуации, который носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания образа конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к трем явлениям: «деиндивидуализации» взаимного восприятия (члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы» – «Они»); неадекватное социальное, групповое сравнение (в групповых мнениях своя группа оценивается выше, а достоинства противоборствующей группы занижаются); групповая атрибуция (позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинами, а, соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой объясняется внешними обстоятельствами).
Во–вторых, межгрупповые конфликты отличаются и по формам, в которых они проявляются и протекают. Такими формами являются: собрания, совещания, митинги групп; забастовки; встречи лидеров; дискуссии; переговоры и др.
В–третьих, специфика межгрупповых конфликтов проявляется и в их разновидности. Классификация разновидностей таких конфликтов приводится в таблице 4.6.
Таблица 4.6. Классификация межгрупповых конфликтов в организации
| ВАРИАНТ КОНФЛИКТА | ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ | |
| Руководство организации – персонал | Неудовлетворительные коммуникации; нарушение правовых норм; невыносимые условия труда; низкая заработная плата и т.п. | |
| Администрация – профсоюзы | Нарушение трудового законодательства со стороны администрации; неудовлетворительные условия труда; низкая заработная плата и т. п. | |
| Конфликт между подразделениями внутри организации | Взаимная зависимость по выполняемым задачам; распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; структурная перестройка | |
| Конфликт между микрогруппами внутри коллектива | Противоположность интересов, ценностей, целей; амбиции лидеров | |
| Конфликт между организациями | Нарушение договорных обязательств; борьба за ресурсы, сферы влияния, рынки сбыта и т. п. | |
При принятии управленческих решений по межгрупповым конфликтам важно учитывать не только их особенности, но и функции, которые они несут в себе. В этом плане следует иметь в виду такие функции, как:
• Сплочение группы, отстаивающей справедливые интересы;
• Раскол группы, отстаивающей незаконные интересы;
• Утверждение статуса личности в группе, занимающей лидирующие позиции в конфликтном взаимодействии за справедливые интересы.
Содержание управления межгрупповыми конфликтами отражено в таблице 4.7.
Таблица 4.7. Управление межгрупповыми конфликтами в организации
| ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ | ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ | |
| Прогнозирование конфликта | Постоянное взаимодействие по всем коммуникационным каналам с внешними организациями Работа с лидерами в микрогруппах внутри коллектива и внутри подразделений, входящих в структуры организации Анализ общественного мнения Знание ранних симптомов межгрупповых конфликтов в их латентной фазе: критические высказывания в адрес других групп, усиление идентификации «Мы» с акцентом на противопоставление «Они» и т. п. | |
| Предупреждение конфликта | На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации Активная работа с лидерами с целью обмена информацией о потенциальных соперниках Использование педагогических и административных мер по предупреждению мотивов зреющего конфликта | |
| Регулирование конфликта | Добиться признания реальности конфликта лидерами конфликтующих групп Легитимизация конфликта, установление норм и правил взаимодействия по решению конфликтных споров Институциализация конфликта, создание соответствующих рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия Широкое применение технологий регулирования конфликта | |
| Разрешение конфликта | Организация переговорного процесса по разрешению конфликта Заключение договора о согласовании интересов и позиций конфликтующих сторон |