У четная политика организации - элемент системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Этот вывод основывается на анализе ст. 3 Федерального закона "О бухгалтерском учете". В соответствии со ст. 5 Закона Минфин России, руководствуясь законодательством, разрабатывает и утверждает обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ положения по бухгалтерскому учету, планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению.
Пункт 3 ст. 5 "Регулирование бухгалтерского учета" устанавливает обязанность организации, руководствуясь законодательством РФ и нормами актов Минфина России, самостоятельно формировать свою учетную политику исходя из своей структуры, исходя из вида деятельности и других особенностей. Учетная политика организации в настоящее время является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. В свою очередь, это означает, что все правила ведения бухгалтерского учета, установленные в учетной политике организации, обязательны для этой организации.
|
|
Основным документом, которым необходимо руководствоваться при формировании и раскрытии учетной политики, является ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н. Это уже третья редакция этого стандарта. Первая редакция была утверждена еще 1994 г. и действовала с 1995 по 1998 г. включительно. Вторая редакция была утверждена в 1998 г. и действовала с 1999 по 2008 г. включительно. Третья редакция утверждена Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н и действует с 2009 г.
Согласно п. 4 ПБУ 1/2008 обязанность формирования учетной политики возлагается не только на главного бухгалтера, но и иных лиц, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета. Но утверждается учетная политика, как и раньше, руководителем организации. Основные элементы организации учетного процесса, которые утверждает учетная политика, не изменились.
Учетной политикой должны утверждаться:
- формы первичных учетных документов;
- регистры бухгалтерского учета;
- документы для внутренней бухгалтерской отчетности.
Раньше упоминались только первичные документы, по которым не предусмотрены типовые формы. В частности, в Законе N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" упоминаются документы, формы которых не предусмотрены в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В проекте закона "О бухгалтерском учете " унифицированные формы первичных документов не упоминаются, и, следовательно, после принятия нового закона "О бухгалтерском учете" как приложение к учетной политике придется утверждать все формы первичных документов.
|
|
Для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные формы первичных учетных документов, разрешено использовать формы, утвержденные приказом руководителя, или формы документов, утвержденные приказом руководителя организации-контрагента. В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
С принятием ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» плательщикам налога на прибыль организаций рекомендовано составлять учетную политику, состоящую из 3 разделов:
1 раздел: «Общий раздел», где описываются нормативные документы, использованные при составлении учетной политики;
2 раздел: «Учетная политика для целей бухгалтерского учета». В данном разделе должны быть отражены все элементы организации бухгалтерского учета
3 раздел: «Учетная политика для целей налогообложения». В разделе утверждаются элементы налогового учета.
Грамотно составленная учетная политика позволяет максимально оптимизировать налоговую базу по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций.