Налоговый учет амортизируемого имущества

В состав расходов, связанных с производством и реализацией, включают сумму амортизации, начисленную:

- по основным средствам производственного назначения;

- по нематериальным активам, которые используются в производственной деятельности фирмы.

Основные средства - это имущество, которое используется в качестве средств труда для производства и реализации товаров или для управления организацией. Нематериальные активы (НМА) - это результаты интеллектуальной деятельности, объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), которые также используются в производстве или для управленческих нужд (например, товарный знак). По Налоговому кодексу эти ценности называют амортизируемым имуществом.

Амортизация - это постепенное перенесение стоимости основных средств и НМА на расходы, уменьшающие налоговую прибыль фирмы. Она начисляется только на амортизируемое имущество. К нему относят основные средства и нематериальные активы, которые:

- принадлежат фирме на праве собственности (за исключением основных средств, требующих госрегистрации);

- используются для извлечения дохода;

- эксплуатируются более 12 месяцев;

- стоят дороже 20 000 руб.

Нематериальный актив не имеет материально-вещественной структуры, но фирма должна иметь документ, подтверждающий исключительное право на него.

Сумма амортизации, которую следует начислять по основным средствам и НМА, зависит как от срока службы амортизируемого имущества, так и от его первоначальной стоимости. Для того чтобы основное средство попало в разряд амортизируемых, необходимо, чтобы его первоначальная стоимость превышала 20 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). Если объект стоит меньше 20 000 руб., тогда на него не начисляется амортизация - его стоимость списывают в налоговом учете единовременно в составе материальных расходов (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Такое же правило существует и в бухгалтерском учете.

Как в налоговом, так и в бухгалтерском учете первоначальную стоимость основного средства формируют в зависимости от того, как оно было приобретено. В бухгалтерском и налоговом учете первоначальную стоимость купленных основных средств формируют по-разному. А именно - некоторые расходы по правилам бухгалтерского учета включают в их первоначальную стоимость, а по правилам налогового учета - нет. Так, в налоговую стоимость основных средств не включают:

- отрицательные суммовые разницы (их отражают в составе внереализационных налоговых расходов фирмы);

- проценты по кредиту, полученному на покупку основных средств (их отражают в составе внереализационных налоговых расходов фирмы);

- платежи, связанные с регистрацией прав на недвижимое имущество (их учитывают в составе прочих налоговых расходов).

Одно и то же имущество отражается в бухгалтерском и налоговом учете по разной стоимости. В налоговом учете первоначальную стоимость основных средств отражают в трех налоговых регистрах:

- регистре учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав;

- регистре-расчете "Формирование стоимости объекта учета";

- регистре информации об объекте основных средств.

Если стоимость основного средства в бухгалтерском и налоговом учете совпадает, то достаточно вести лишь карточку по форме N ОС-6, если нет, то придется вести и карточку, и упомянутые регистры.

Амортизацию по каждому объекту основных средств должны начислять:

- в бухгалтерском учете - в пределах его стоимости, учтенной на счете 01 "Основные средства";

- в налоговом учете - в пределах его стоимости, отраженной в регистре информации об объекте основных средств.

В налоговом учете в отличие от бухгалтерского фирма вправе переносить стоимость основного средства на расходы по-особому. Она может 10 или 30 процентов первоначальной стоимости основных средств (за исключением полученных безвозмездно) списать в расходы сразу в том периоде, в котором фирма начинает их амортизировать в налоговом учете (п. 3 ст. 272 НК РФ). Такой порядок амортизации получил неформальное название - "амортизационная премия".

С 1 января 2009 г. размер амортизационной премии по основным средствам со сроком полезного использования свыше трех до 20 лет (третья - седьмая амортизационные группы) увеличен до 30 процентов (п. 9 ст. 258 НК РФ). По основным средствам, которые относятся к остальным группам, размер амортизационной премии составляет 10 процентов.

Применять амортизационную премию фирма может, если она:

- купила основное средство;

- создала его;

- модернизировала, достроила, дооборудовала или технически перевооружила существующий объект (п. 1.1 ст. 259 НК РФ).

В налоговом учете существует только два метода амортизации основных средств:

- линейный;

- нелинейный.

Выбранный способ начисления амортизации для целей налогообложения должен быть закреплен в налоговой учетной политике. Переход с линейного метода на нелинейный возможен с начала нового года. Обратный переход можно осуществлять раз в пять лет. Примерный срок службы основных средств приведен в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1). Если же в Классификации срок полезного использования для приобретенного вами объекта основных средств не указан, то можно установить его на основании рекомендаций предприятия-изготовителя объекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: