Налоговый учет расходов на оплату труда

Расходы, связанные с оплатой труда производственного персонала, уменьшают облагаемую прибыль фирмы. Если фирма определяет доходы и расходы по кассовому методу, то прибыль уменьшают после того, как те или иные выплаты будут выданы работникам. Если фирма определяет доходы и расходы по методу начисления, то прибыль уменьшают после того, как выплаты будут начислены.

Перечень расходов на оплату труда представлен в ст. 255 Налогового кодекса. К таким расходам, в частности, относят:

- зарплату, начисленную персоналу фирмы;

- премии за результаты работы;

- доплаты, связанные с режимом работы и условиями труда (за работу в ночное время, в многосменном режиме, за совмещение профессий и т.д.);

- расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности;

- расходы на оплату труда за время вынужденного прогула;

- компенсации за неиспользованный отпуск;

- средний заработок, сохраняемый за сотрудником в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;

- начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией фирмы, а также сокращением ее штата;

- единовременные вознаграждения за выслугу лет;

- районные коэффициенты и надбавки за работу в тяжелых климатических условиях;

- расходы на оплату труда сотрудников, не состоящих в штате фирмы, за выполнение работ по договорам гражданско-правового характера (например, подряда или поручения);

- платежи по договорам обязательного и добровольного страхования сотрудников;

- расходы на формирование резерва на предстоящую оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и другие.

В Рекомендациях ФНС России есть четыре регистра по налоговому учету затрат на оплату труда (один - по учету расходов на оплату труда сотрудников и три - по учету расходов на их добровольное страхование). Сумму расходов на оплату труда, которая уменьшает налогооблагаемую прибыль фирмы, отражают в Регистре учета расходов на оплату труда. Этот регистр заполняют на основании первичных документов, которыми оформляется та или иная выплата сотрудникам (приказов, ведомостей и т.д.).

Единовременное списание крупных расходов приведет к резкому увеличению себестоимости и может даже стать причиной убытка. Поэтому для равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу и создают резервы предстоящих расходов. Например, фирма может зарезервировать средства:

- на оплату отпусков;

- на выплату вознаграждения за выслугу лет.

В бухгалтерском учете сумму таких резервов отражают в составе расходов по обычным видам деятельности. В налоговом учете эти резервы отражают в составе расходов на оплату труда. Создавать резервы или нет, фирма решает сама. Решение о создании резервов и порядок резервирования средств должны быть предусмотрены в налоговой и бухгалтерской учетной политике. Создавать резервы могут только те компании, которые учитывают доходы и расходы при расчете налога на прибыль по методу начисления. Расходы, для оплаты которых создан резерв, списывают за счет резерва.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: