Лекция 1.Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетное устройство и основы построения бюджетной системы РФ

ПК 2 сл. вопросы – 7,8,12,16,17,18,19,22,24,25,26,27,28,29,30

ПК 4 сл. Вопросы – 1,2,3,5,4,6,9, 10,11,13,14,15,20,21,23

     

ЛЕКЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИКА ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Раздел 1. Предмет и понятие экономики федеративных отношений

Современная Россия характеризуется асимметрией экономических интересов субъектов федеративных отношений. Сегодня наблюдается чрезмерная дифференциация уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, что порождает различные экономические интересы. В этой связи особую актуальность приобретает исследование экономических интересов субъектов федеративных отношений в современной России, выявление противоречий и изучение механизмов их согласования. В свою очередь реализация экономических интересов субъектов Федерации оказывает влияние на динамику развития общества, уровень жизни населения, эффективность производства, на выравнивание диспропорций территориальной экономики.

В неблагоприятных условиях именно на субфедеральном уровне возникают различные проблемы социального и экономического характера. Данные проблемы в рамках каждого субъекта носят индивидуальные специфические особенности. Игнорирование данных особенностей осложняет социально-экономическую ситуацию в регионах и усиливает региональные различия социально-экономического характера, что является причиной противоречий экономических интересов субъектов федеративных отношений. В связи с этим необходимо отметить, что формирование экономической политики РФ должно происходить с учетом экономических интересов каждого из ее субъектов и их согласования.

Современная Россия характеризуется асимметрией экономических интересов субъектов федеративных отношений. Сегодня наблюдается чрезмерная дифференциация уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, что порождает различные экономические интересы. В этой связи особую актуальность приобретает исследование экономических интересов субъектов федеративных отношений в современной России, выявление противоречий и изучение механизмов их согласования. В свою очередь реализация экономических интересов субъектов Федерации оказывает влияние на динамику развития общества, уровень жизни населения, эффективность производства, на выравнивание диспропорций территориальной экономики.

Преобразование системы экономических отношений приводит к возникновению новых групп экономических интересов в сфере федеративных отношений. Появление качественно новых экономических отношений, изменение отношений в цепи: Федеральный центр - субъекты Федерации - муниципальные образования ведет к трансформации их экономических интересов. В данных условиях от создания эффективных механизмов реализации экономических интересов субъектов федеративных отношений в современной России во многом зависит переход российской экономики к устойчивому экономическому росту, повышению конкурентоспособности регионов, решению социальных задач.

Государственная экономическая политика - совокупность взаимосвязанных мер, предпринимаемых органами государственной власти и управления в целях формирования определенного вектора развития экономики страны и решения социально-экономических проблем.

Мировой опыт развития показывает, что без эффективного функционирования государственных институтов устойчивое экономическое развитие невозможно. Необходимость увеличения результативности деятельности государственных органов требует исследования движущих факторов их деятельности.

Учитывая это, изучение экономических интересов субъектов федеративных отношений в современной России является актуальным в теоретическом и практическом планах и обуславливает необходимость исследования механизмов функционирования субъектов федеративных отношений с целью повышения уровня и качества жизни населения в субъектах Российской Федерации.

Мировая экономическая мысль имеет богатый опыт как в области теоретических исследований, так и в практических мерах по оптимальному регулированию территориального социально-экономического развития. В работах многих ученых центральное положение занимает исследование вопросов, связанных с проблемами экономического роста, повышения уровня жизни населения. Эти проблемы изучали представители классической (А.Смит, Т.Р.Мальтус, Ж.Б.Сэй, С.Сисмонди, Д.Рикардо, Ф.Лист), неоклассической (И.Фишер, А.Маршалл) марксистской (К.Маркс), кейнсианской (Дж.М.Кейнс, А.У.Филлипс) и неолиберальной (М.Фридмен, Ф.Хаек, В.Ойкен, Л.Эрхард) школ.

Отдельно можно выделить исследования, посвященные эффективности реализации территориальных экономических интересов в современных федеративных государствах, следующих авторов: Х.Ламперт, Р.Неф, В.Остром, Т.Фляйнер, Дж.Циммерман, Д.Дж.Элазар и другие.

В современных российских условиях эти проблемы представлены в работах Л.И.Абалкина, А.Г.Аганбегяна, А.Е.Бусыгина, К.К.Вальтуха, Ю.Н.Гладкого, А.Г.Гранберга, А.М.Еремина, Г.П.Журавлевой, В.В.Кистанова, Н.В.Копылова, В.Н.Лексина, Р.К.Мазитовой, Т.Г.Морозовой, Р.А.Нугаева, П.Г.Олдака, В.В.Радаева, В.Ф.Семенова, С.С.Шаталина, А.Н.Швецова, А.Т.Хрущева, А.И.Чистобаева.

Значительное внимание исследованию и анализу экономических интересов субъектов федеративных отношений уделяли в своих трудах С.Д.Валентей, М.И.Муракаев, В.Е.Рохчин, Т.В.Сачук, Г.А.Сульдина, С.А.Суспицын, В.В.Хоменко, В.Б.Христенко, А.Н.Широков.

Исследования названных авторов внесли большой вклад в объяснение экономических процессов и явлений, раскрытие механизмов регулирования экономики, выработку рекомендаций по реализации экономических интересов субъектов федеративных отношений. Однако, многие аспекты исследования экономических интересов в сфере федеративных отношений остаются до сих пор недостаточно разработанными. Современные российские условия требуют исследования форм реализации экономических интересов субъектов федеративных отношений, выявления противоречий в их экономических интересах, а также возможностей согласования и развития.

Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Государственные финансы – важный элемент финансового рынка. Посредством государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство. Поэтому, не имея представлений, что такое государственные финансы, как они функционируют, трудно судить и о том, как в целом работает финансово-кредитная система любой страны.

Государственные и муниципальные финансы – это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Вряд ли можно представить
государство, в руках которого не было ни единого рубля. Только располагая
достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить
научные исследования или обеспечивать обороноспособность.
Государственные финансы – это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.

В России государство только начинает осваивать этот важный
экономический инструмент. После принятия Бюджетного кодекса РФ работа
по составлению и утверждению бюджета приобрела строго регламентированные и законные рамки. Что касается исполнения бюджета, особенно контроля за использованием бюджетных средств, то эта работа, по большому счету, только начинается.

Российское государство еще не научилось в должной мере строить такую налоговую систему, которая бы в полной мере учитывала и одновременно согласовывала разные интересы, представленные в обществе.
Оно еще не привыкло по-хозяйски и рационально распоряжаться своими доходами, не научилось оптимизировать свои расходы в условиях ограниченного количества ресурсов. Недостаточен опыт и в области управления государственным долгом, неконтролируемый рост которого чуть было не вверг страну в ситуацию суверенного дефолта в 1998 г.

Много сделано за последние годы в области межбюджетных отношений. Однако до сих пор предлагаются и отрабатываются многочисленные модели взаимосвязей бюджетов разных уровней, разные схемы распределения расходных и доходных полномочий, без которых трудно надеяться на то, что жизнь большинства граждан в городах, поселках, мегаполисах или областях будет спокойной и обеспеченной.

Все эти проблемы свидетельствуют о том, что система государственных и муниципальных финансов в России развивается. Она меняется, совершенствуется, становится более зрелой. Многое уже устоялось, стало обыденным. Но многое еще предстоит изменить.

В этих условиях важно не только зафиксировать то положительное, что достигнуто, что прочно вошло в практику, но и наметить направления, по которым в будущем должно идти совершенствование системы государственных и муниципальных финансов.

Лекция 1.Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетное устройство и основы построения бюджетной системы РФ

Стратегические задачи по развитию экономики и социальной сферы находят отражение в приоритетах бюджетной политики. Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. Сбалансированная бюджетная политика – это основа новых финансовых взаимоотношений, нового социального контракта между государством и обществом, основанного на неукоснительном выполнении взаимных обязательств.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [5]

С помощью бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения го­сударством возложенных на него функций.

Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутрен­него валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет — категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

Приоритетные направления бюджетной политики в период до 2023 года: [22]

Бюджетная политика играет определяющую роль в формировании условий жизни граждан и развитии страны. Конечная цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения. Это подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни и состояния здоровья граждан, их всестороннего развития, защиту их безопасности, обеспечение социальных гарантий.

Создание условий для будущего развития — важнейшая миссия социально ответственного государства. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы.

Основа для решения перечисленных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, увеличение доходов граждан и расширение финансовых возможностей государства. Это требует, прежде всего, поддержания макроэкономической стабильности, которая играет решающую роль в формировании инвестиционной привлекательности страны. Должно быть также обеспечено безусловное выполнение государством своих обязательств независимо от колебаний внешней конъюнктуры, поддержание стабильного уровня цен и стоимости национальной валюты и устранение других макроэкономических рисков.

Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Обеспечение суверенитета страны и поддержание одной из самых сильных армий в мире, включающей ядерную составляющую, является особенностью российского бюджета. Обеспечение высокой боеготовности вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание мобильной армии, борьба с терроризмом, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

Эффективность правового регулирования, способность государства принимать справедливые законыи добиваться их исполнения наряду с финансовым обеспечением являются столь же необходимым условием для достижения целей бюджетной политики. Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.

Развитие общества и изменение экономической среды предъявляют все новые требования к качеству бюджетной политики. Граждане ждут от государства повышения качества образования и здравоохранения, решения проблем бедности, бизнес рассчитывает на развитие производственной инфраструктуры. Для того чтобы соответствовать этим ожиданиям недостаточно провести определенные реформы в сфере бюджетной политики, потребуется решительное повышение качества всей бюджетной политики.

Важнейшие задачи нового этапа бюджетной политики включают:

· приоритет долгосрочного и среднесрочного бюджетирования, позволяющего учитывать стратегические приоритеты экономической политики;

· внедрение программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В рамках этого направления необходимо разработать и внедрить систему распределения бюджетных средств по подведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем;

· повышение эффективности использования бюджетных средств, ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;

· повышение доступности и качества государственного образования и здравоохранения;

· повышение энергоэффективности в бюджетном секторе;

· снижение бедности, повышение результативности социальной политики,

· конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов, расширение практики привлечения негосударственных предприятий к выполнению услуг, финансируемых из бюджета;

· открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы.

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

• перераспределение ВВП;

• государственное регулирование и стимулирование экономики;

• финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

• контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов бюджета;

2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель — формирование доходной части бюджетов разных уровнейДоходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономические отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система — главное звено финансовой системы государства.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

От формы государственного и административного устройства страны зависит также построение бюджетной системы. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство — это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство — это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трехуровневая и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами федерации которой являются республики в составе РФ, края, области и автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132), Бюджетным кодексом РФ (статья 10) и изменениями к нему (ФЗ №120 от 20.08.2004г.) бюджетная система России состоит из трех уровней:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений.

В бюджетную систему РФ входят 85 бюджетов субъектов РФ, среди которых 22 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 1 бюджет автономной области; 4 бюджетов автономных округов и 3 бюджета городов федерального значения.

Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный бюджет РФ — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета бюджетов государственных и территориальных внебюджетных фондов ГВБФ (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ — представляют собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации без бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования ТФОМС[1]

Консолидированный (сводный) бюджет субъекта РФ выполняет функцию объединений бюджетных показателей территории. В нём находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по субъекту Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: