Структура расходов федерального и территориальных бюджетов

в 2011-2013гг., %[22]

Наименование расходов 2011. 2012г. 2013г.прогноз
Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов РФ Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов РФ Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов РФ
Расходы бюджета, всего: 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
1. Общегосударственные вопросы 13,63 7,26 11,09 7,10 9,79 7,28
2. Национальная оборона 13,90 0,04 13,75 0,04 12,11 0,05
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 11,14 4,12 11,04 4,10 10,14 3,86
4. Национальная экономика 11,57 18,06 13,54 19,73 17,76 18,08
5. ЖКХ 4,93 16,85 1,71 16,37 5,54 13,66
6. Охрана окружающей среды 0,14 0,38 0,13 0,34 0,13 0,27
7. Образование 4,92 21,55 4,69 20,66 4,18 21,52
8. Культура, кинематография и СМИ 1,19 3,66 1,17 3,55 1,15 3,40
9. Здравоохранение и спорт 3,28 15,76 3,67 12,55 3,57 12,13
10. Социальная политика 3,58 11,86 3,88 12,19 3,33 15,32
11. Межбюджетные трансферты 31,74 0,44 35,33 3,37 36,29 4,44

Источник: www.roskazna.ru

На территориальные бюджеты в большей мере возложены расходы на финансирование жилищно-коммунального хозяйства.

Финансовая поддержка промышленности и строительства осуществляется в форме реализации федеральных комплексных программ целевого значения, например, на покрытие расходов на санацию убыточных угольных шахт, на космическую программу России и т.д.

Таблица №15

Доля и структура затрат на финансирование промышленности, строительства и энергетики в расходах федерального бюджета на 2012 г. [22]

Показатели Удельный вес, %
Расходы на промышленность, строительство и энергетику – всего  
Топливно-энергетический комплекс 11,1
Конверсия оборонной промышленности 0,4
Другие отрасли промышленности 0,7
Строительство, архитектура 74,8
Стандартизация и метрология 0,3
Воспроизводство минерально-сырьевой базы 11,1
Содержание органов специального строительства 1,6
Доля расходов на промышленность, строительство и энергетику в общем объеме расходов федерального бюджета – 27,7%  

Таким образом, определяющими являются следующие направления расходов: строительство, архитектура – 74,8%, ТЭК – 11,1%, воспроизводство минерально-сырьевой базы – 11,1%.

Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет федерального бюджета, осуществляются в соответствии с законодательством РФ в порядке, определенном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет федерального бюджета, формируют инвестиционные программы. Органы исполнительной власти субъектов РФ определяют перечни инвестиционных проектов, подлежащих финансированию за счет субъектов РФ.

Правительство РФ в праве предоставлять государственные гарантии под инвестиционные проекты социальной и народнохозяйственной значимости. При принятии решений о предоставлении таких гарантий критериями оценки социальной и народнохозяйственной значимости инвестиционных проектов являются:

· содействие выходу из кризиса и росту производства;

· влияние на структурную перестройку экономики посредством переориентации производства и формирования новых межотраслевых связей между предприятиями;

· решение социальных проблем в масштабе страны;

· соблюдение экологической безопасности населения.

Министерство экономического развития РФ проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий. Данные гарантии предоставляются на конкурсной основе.

Отрасли инфраструктуры, к которым относятся транспорт, дорожное хозяйство и связь, обеспечивают производственные и межрегиональные связи и удовлетворяют потребности населения в перемещении и информации.

Система бюджетного финансирования данных отраслей в нашей стране организована в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. За счет средств федерального бюджета осуществляется государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта. Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов обеспечивается государственная поддержка автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов. Исключительно из местных бюджетов финансируется муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.

Выделенные средства направляются главным образом на реализацию мер по реструктуризации естественных монополий, совершенствованию тарифной системы и, кроме того, в рамках целевых программ.

Таблица№15

Расходы на поддержку развития транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатика 2007-2012г.г. [22]

Направления расходов 2007 г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г 2012г
  Сумма, млн. руб. Уд. вес, % Сумма, млн. руб. Уд. вес, % Сумма, млн. руб Уд. вес, %
1. Транспорт, всего: в том числе: 6345,4 90,21 4817,6 79,15 4394,9 64,0
Автомобильный транспорт 26,5 0,38% 89,4 1,47% 133,4 1,9
Железнодорожный транспорт   4,26%   4,93%   3,0
Воздушный транспорт 3707,0 52,69% 2172,7 35,7% 1034,3 15,2
Водный транспорт, всего 2312,9 32,88% 2255,5 37,05% 3184,9 46,4
2.Связь, всего 686,8 9,76% 1267,4 20,82% 2468,5 35,9
3. Информатика и информационное обеспечение, всего 2,1 0,03% 2,1 0,03% 3,1 0,04
Всего по разделу «Транспорт, связь и информатика» 7034,3 100% 6087,1 100% 6866,5 100%

Финансовое регулирование отраслей является неотрывной частью государственного регулирования. В соответствии с законодательством в РФ применяются следующие методы государственного регулирования естественных монополий: ценовое регулирование посредством регулирования тарифных ставок, определение круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, определение перечня льгот потребителей и источников их бюджетного финансирования.

Органы регулирования естественных монополий выполняют следующие основные функции:

· формирования и ведения реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль;

· определения методов регулирования, предусмотренных федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии.

Тарифная политика является важной составляющей бюджетной политики государства, а также мощным инструментом финансового регулирования. Учитывая особую жизнеобеспечивающую роль отраслей естественных монополий, их регулирование сегодня направлено на прекращение и сдерживание роста на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.

Единым тарифным органом в стране признана Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК), и с 2002 г. она выступает как федеральный орган исполнительной власти для обеспечения единой государственной политики в области ценообразования и государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий. ФЭК регулирует также и железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов.

На государственном уровне также регулируются тарифы на ряд услуг общедоступной почтовой связи, междугородние телефонные разговоры, предоставление магистральных телефонных и телеграфных каналов связи для бюджетных организаций, а также услуг по распространению государственных программ телевидения и радиовещания.

Транспорт. Россия располагает всеми видами современного транспорта. Магистральные виды транспорта – это железнодорожный, воздушный, речной, морской и трубопроводный. Перевозки пассажиров в населенных пунктах выполняет городской и пригородный пассажирский транспорт. Дорожно-транспортный комплекс сегодня – это 87 тыс. км железных дорог, 463 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 100 тыс. км внутренних водных путей, 800 тыс. км авиатрасс.

Основной формой бюджетного финансирования рассматриваемых отраслей в последние годы является целевое субсидирование.

Помимо целевых субсидий транспортная отрасль страны получает централизованное финансирование в рамках федеральных целевых программ. Наиболее значимой является долгосрочная программа «Модернизация транспортной системы России» предусмотрено выделение средств в разрезе следующих подпрограмм: «Автомобильные дороги», «Гражданская авиация», «Единая система организации воздушного движения», «Морской транспорт, «Внутренние водные пути», «Реформирование общественного пассажирского транспорта»,«Безопасность дорожного движения»,«Международные транспортные коридоры».

Анализ структуры расходов федерального бюджета на финансирование сельского хозяйства и рыболовства позволяет сделать следующие выводы. Большая часть ресурсов по-прежнему направляется на сельскохозяйственное производство, но, к сожалению, за счет увеличения текущего содержания подведомственных структур. Существенна доля федеральных бюджетных средств, направляемых на земельные ресурсы. На рыболовное хозяйство направляется не столь значительная, но постоянно растущая доля федеральных расходов.

Таблица №16

Структура расходов на сельское хозяйство и рыболовство 2010-2012г.г. [22]

Направления расходования средств 2010 г. 2011 г. 2012 г.
  Уд. вес, % к итогу Уд. вес, % к итогу Уд. вес, % к итогу
Сельское хозяйство и рыболовство, всего В том числе: 100,0 100,0 100,0
сельскохозяйственное производство 78,2 78,7 64,7
Земельные ресурсы 8,5 5,8 5,5
Рыболовное хозяйство 12,9 9,6 9,2
Прочие мероприятия в области сельского хозяйства 0,4 5,9 20,4

В федеральном бюджете предусмотрено финансирование различных целевых программ по финансированию сельского хозяйства, в частности: Федеральной целевой программы «Повышение плодородия России», Федеральной целевой программы «Социальное развитие села», что позволяет надеяться на улучшение ситуации с финансированием и, главное, со строго целевым использованием выделяемых бюджетных средств.

Государство осуществляет финансирование агропромышленного производства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и из внебюджетных источников. Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного комплекса, предусматриваются в федеральном бюджете в отдельном разделе, а также в строках других разделов ведомственной структуры расходов федерального бюджета. Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, используются:

· на поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных в соответствии с федеральными целевыми программами;

· повышение плодородия почв, проведение мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;

· кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;

· компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;

· развитие и поддержку рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

· организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров агропромышленного комплекса.

Финансирование развития агропромышленного производства допускается за счет местных бюджетов и иных источников, если это не противоречит законодательству РФ. Дотации и компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов РФ, устанавливаются в порядке, предусмотренном законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Основная цель поддержки сельского хозяйства за счет бюджетных средств – прекращение спада сельскохозяйственного производства, в рамках реализации задач развития агропромышленного комплекса России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: