2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |||||
закон с учетом измене- ний | %% к общему объему | проект | %% к общему объему | проект | %% к общему объему | проект | %% к общему объему | |
ВСЕГО | 12 745,1 | 100,0 | 13 387,3 | 100,0 | 14 101,9 | 15 316,0 | ||
Условно утвержденные | 388,9 | 1 206,6 | ||||||
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) | 12 745,1 | 100,0 | 13 387,3 | 100,0 | 13 713,0 | 100,0 | 14 109,4 | 100,0 |
в том числе: | ||||||||
Общегосударственные вопросы | 871,1 | 6,8 | 859,0 | 6,4 | 849,8 | 6,2 | 862,6 | 6,1 |
Национальная оборона | 1 864,5 | 14,6 | 2 345,7 | 17,5 | 2 771,6 | 20,2 | 2 864,7 | 20,3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 844,5 | 14,5 | 2 011,2 | 15,0 | 1 883,5 | 13,7 | 2 074,1 | 14,7 |
Национальная экономика | 1 754,1 | 13,8 | 1 702,8 | 12,7 | 1 682,0 | 12,3 | 1 630,3 | 11,6 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 136,9 | 1,1 | 170,3 | 1,3 | 143,9 | 1,0 | 115,4 | 0,8 |
Охрана окружающей среды | 22,2 | 0,2 | 22,8 | 0,2 | 24,0 | 0,2 | 24,1 | 0,2 |
Образование | 614,8 | 4,8 | 597,4 | 4,5 | 544,3 | 4,0 | 573,0 | 4,1 |
Культура, кинематография | 90,9 | 0,7 | 88,6 | 0,7 | 87,5 | 0,6 | 90,8 | 0,6 |
Здравоохранение | 554,7 | 4,4 | 506,6 | 3,8 | 466,4 | 3,4 | 383,3 | 2,7 |
Социальная политика | 3 930,2 | 30,8 | 3 901,4 | 29,1 | 4 008,5 | 29,2 | 4 197,0 | 29,7 |
Физическая культура и спорт | 42,3 | 0,3 | 41,2 | 0,3 | 28,7 | 0,2 | 30,4 | 0,2 |
Средства массовой информации | 75,6 | 0,6 | 70,6 | 0,5 | 65,6 | 0,5 | 50,8 | 0,4 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 383,3 | 3,0 | 444,8 | 3,3 | 540,9 | 3,9 | 628,0 | 4,5 |
Межбюджетные трансферты общего характера | 560,2 | 4,4 | 624,9 | 4,7 | 616,5 | 4,5 | 584,9 | 4,1 |
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.
|
|
Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
Анализ структуры расходов консолидированного бюджета РФ показывает, что национальная оборона, международная деятельность и судебная власть, обслуживание государственного долга, финансируемые только из федерального бюджета, составляют более пятой части расходов консолидированного бюджета. Часть расходов развитие рыночной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, содержание и строительство дорог регионального значения финансируется из региональных и местных бюджетов. Их доля составляет менее 15%. Большая часть расходов финансируется совместно из бюджетов всех трех уровней. Причем это крупные и важные разделы расходов, такие как образование, здравоохранение и физическая культура, социальная политика. На их долю приходится около 70% расходов консолидированного бюджета.
|
|
Из совместно финансируемых расходов на долю федерального бюджета приходится значительная доля расходов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий -80%; фундаментальные исследования и содействие НТП - также около 80%; правоохранительную деятельность и безопасность государства — более 70%. Эти расходы, безусловно, общегосударственные, поэтому их доля в расходах консолидированного бюджета весьма значительна. Что касается социальных расходов, то их большая часть приходится на бюджеты субъектов РФ (таблица 14).
Таблица 14.