На втором месте рост расходов на образование

Инвестиции в сферу образования - это инвестиции в будущее поколение нашей страны. На сегодняшний день финансирование сферы образования невозможно без поддержки государства. В целом, расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на образования по отношению к валовому внутреннему продукту составляют в около 3%, что значительно ниже аналогичного показателя в таких странах как Дания, Швеция и Исландия.

В условиях кризиса начала реализовываться - «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы»;

Расходы бюджетов на образование

Российская Федерация гарантирует всем своим гражданам возможность получения образования на территории страны независимо от национальности, социального положения, вероисповедания и состояния здоровья [4. С.5]. Граждане Российской Федерации имеют право на получение бесплатного начального, среднего общего и среднего профессионально-технического образования [1. С.5].

Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании» и от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании», а также в национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751.

Реализация государственных гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы соответствующих условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение – кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями, управление.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся (воспитанников). Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

· дошкольные;

· образовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

· начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

· дополнительного образования взрослых;

· дополнительного образования детей; специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;

· для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

· другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное и муниципальное финансирование. Объем бюджетных средств выступает одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования. В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет 19,5%, на долю региональных и местных бюджетов приходится 79,5%.

В целом по системе образования структура финансирования может быть представлена в таблице 19

Таблица 19

Общая структура финансирования системы образования в Российской Федерации [22]

Объем Финансирования 2010 год 2011 год 2012 год
сумма, млрд. руб. в % к итогу сумма, млрд. руб. в % к итогу сумма, млрд. руб. в % к итогу
Объем, всего 2061,53 100,00 2206,13 100,00 2668,97 100,00
Консолидированный бюджет всего, в т.ч.: 1751,33 84,95 1879,53 85,20 2281,73 85,49
- федеральный бюд-жет; 405,92 19,69 428,73 19,43 553,30 20,73
- консолидированные бюджеты субъектов РФ 1345,41 65,26 1450,80 65,76 1728,43 64,76
Платные услуги системы образования 310,20 15,05 326,60 14,80 387,24 14,51

Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д.

В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя два направления финансирования расходов:

· на финансирование учреждений федерального ведения, в основном учреждений профессионального образования;

· на реализацию федеральных образовательных целевых программ, Наибольшую долю в расходах федерального бюджета на образование занимают затраты по финансированию высшего и послевузовского профессионального образования (более 70%).

Кроме того, за счет средств федерального бюджета финансируются следующие федеральные целевые программы в области образования:

ФЦП развития образования на 2011-2015 годы;

ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.»;

ФЦП «Русский язык» на 2011-2015 гг.» и др.

Основная доля расходов на образование приходится на бюджеты субъектов РФ. Если в расходах федерального бюджета расходы на образование занимают около 4-5%, то в региональных бюджетах – около 20%, а в местных бюджетах – до 50%. При этом бюджеты разных уровней принимают неодинаковое участие в финансировании различных учреждений образования. Например, средние школы на 99% финансируются за счет территориальных бюджетов, а вузы на 96% - за счет средств федерального бюджета.

Около 15% расходов на образование приходится на дошкольное образование, около 40% средств на общее школьное образование.

Формирование расходов "Образование" осуществлялось с учетом необходимости продолжения реализации программ модернизации образования.

В расходах федерального бюджета расходы по разделу "Образование" предусмотрены с некоторым уменьшением против соответствующих расходов 2012 года в сумме 597,4 млрд. рублей в 2013 году, 544,3 млрд. рублей - в 2014 году, 573,0 млрд. рублей - в 2015 году.

Основными факторами, повлиявшими на указанное снижение, являются завершение ряда проектов, реализуемых в сфере образования, или их обеспечение в меньших объемах в соответствии с планом.

Однако предусмотренные объемы бюджетных ассигнований должны позволить обеспечить выполнение государственного задания на предоставление услуг в сфере образования с учетом принимаемых Российской Федерацией обязательств в рамках реализации вышеназванных указов Президента Российской Федерации.

Бюджетные ассигнования на повышение оплаты труда профессорско-преподавательского состава федеральных вузов предусмотрены Минобрнауки России в 2013 году в сумме 11,6 млрд. рублей, в 2014 году - 19,4 млрд. рублей, в 2015 году - 32,1 млрд. рублей с последующим их перераспределением между федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении образовательные учреждения высшего профессионального образования и федеральными образовательными учреждениями высшего профессионального образования - главными распорядителями средств федерального бюджета.

В 2013 году будет продолжена реализация мероприятий по совершенствованию стипендиального обеспечения учащейся молодежи, в рамках которых предусмотрено повышение среднего размера стипендии для нуждающихся студентов 1 и 2 курсов федеральных вузов, обучающихся по очной форме обучения в рамках государственного задания по программам бакалавриата и программам специалитета и имеющим оценки успеваемости по итогам сданной экзаменационной сессии "хорошо" и "отлично", до 5 тысяч рублей в месяц с последующим ее увеличением.

Дополнительные бюджетные ассигнования на эти цели в сумме 7,1 млрд. рублей в 2013 году, 7,5 млрд. рублей в 2014 году и 7,9 млрд. рублей в 2015 году также предусмотрены Минобрнауки России и будут перераспределяться в установленном порядке между федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении образовательные учреждения высшего профессионального образования, и федеральными образовательными учреждениями высшего профессионального образования - главными распорядителями средств федерального бюджета.

Всего объем стипендиального фонда составит 61,3 млрд. рублей в 2013 году, 64,6 млрд. рублей - в 2014 году и 67,8 млрд. рублей - в 2015 году.

На реализацию направлений и мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", одобренных Советом при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики на период до 2013 года, предусмотрено 37,2 млрд. рублей

На 2014 и 2015 годы бюджетные ассигнования предусмотрены на обеспечение длящихся обязательств в рамках приоритетного национального проекта "Образование", в том числе на мероприятия по поддержке программ развития ведущих российских университетов в сумме 8,3 млрд. рублей ежегодно, поощрению лучших учителей в сумме 0,2 млрд. рублей ежегодно, государственной поддержке талантливой молодежи в сумме 0,2 млрд. рублей ежегодно.

Финансовое обеспечение выплаты денежного вознаграждения за классное руководство в сумме 11,45 млрд. рублей с 2014 года предполагается осуществлять органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации.

По этим же основаниям с 2015 года предусмотрено передать на уровень субъектов Российской Федерации финансовое обеспечение мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сумме 4,6 млрд. рублей.

При этом расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на образование имеют положительную динамику, что соответствует положениям Бюджетного послания (таблица 20).

Таблица 20




double arrow
Сейчас читают про: