На втором месте рост расходов на образование

Инвестиции в сферу образования - это инвестиции в будущее поколение нашей страны. На сегодняшний день финансирование сферы образования невозможно без поддержки государства. В целом, расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на образования по отношению к валовому внутреннему продукту составляют в около 3%, что значительно ниже аналогичного показателя в таких странах как Дания, Швеция и Исландия.

В условиях кризиса начала реализовываться - «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы»;

Расходы бюджетов на образование

Российская Федерация гарантирует всем своим гражданам возможность получения образования на территории страны независимо от национальности, социального положения, вероисповедания и состояния здоровья [4. С.5]. Граждане Российской Федерации имеют право на получение бесплатного начального, среднего общего и среднего профессионально-технического образования [1. С.5].

Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании» и от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании», а также в национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751.

Реализация государственных гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы соответствующих условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение – кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями, управление.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся (воспитанников). Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

· дошкольные;

· образовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

· начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

· дополнительного образования взрослых;

· дополнительного образования детей; специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;

· для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

· другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное и муниципальное финансирование. Объем бюджетных средств выступает одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования. В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет 19,5%, на долю региональных и местных бюджетов приходится 79,5%.

В целом по системе образования структура финансирования может быть представлена в таблице 19

Таблица 19

Общая структура финансирования системы образования в Российской Федерации [22]

Объем Финансирования 2010 год 2011 год 2012 год
сумма, млрд. руб. в % к итогу сумма, млрд. руб. в % к итогу сумма, млрд. руб. в % к итогу
Объем, всего 2061,53 100,00 2206,13 100,00 2668,97 100,00
Консолидированный бюджет всего, в т.ч.: 1751,33 84,95 1879,53 85,20 2281,73 85,49
- федеральный бюд-жет; 405,92 19,69 428,73 19,43 553,30 20,73
- консолидированные бюджеты субъектов РФ 1345,41 65,26 1450,80 65,76 1728,43 64,76
Платные услуги системы образования 310,20 15,05 326,60 14,80 387,24 14,51

Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д.

В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя два направления финансирования расходов:

· на финансирование учреждений федерального ведения, в основном учреждений профессионального образования;

· на реализацию федеральных образовательных целевых программ, Наибольшую долю в расходах федерального бюджета на образование занимают затраты по финансированию высшего и послевузовского профессионального образования (более 70%).

Кроме того, за счет средств федерального бюджета финансируются следующие федеральные целевые программы в области образования:

ФЦП развития образования на 2011-2015 годы;

ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.»;

ФЦП «Русский язык» на 2011-2015 гг.» и др.

Основная доля расходов на образование приходится на бюджеты субъектов РФ. Если в расходах федерального бюджета расходы на образование занимают около 4-5%, то в региональных бюджетах – около 20%, а в местных бюджетах – до 50%. При этом бюджеты разных уровней принимают неодинаковое участие в финансировании различных учреждений образования. Например, средние школы на 99% финансируются за счет территориальных бюджетов, а вузы на 96% - за счет средств федерального бюджета.

Около 15% расходов на образование приходится на дошкольное образование, около 40% средств на общее школьное образование.

Формирование расходов "Образование" осуществлялось с учетом необходимости продолжения реализации программ модернизации образования.

В расходах федерального бюджета расходы по разделу "Образование" предусмотрены с некоторым уменьшением против соответствующих расходов 2012 года в сумме 597,4 млрд. рублей в 2013 году, 544,3 млрд. рублей - в 2014 году, 573,0 млрд. рублей - в 2015 году.

Основными факторами, повлиявшими на указанное снижение, являются завершение ряда проектов, реализуемых в сфере образования, или их обеспечение в меньших объемах в соответствии с планом.

Однако предусмотренные объемы бюджетных ассигнований должны позволить обеспечить выполнение государственного задания на предоставление услуг в сфере образования с учетом принимаемых Российской Федерацией обязательств в рамках реализации вышеназванных указов Президента Российской Федерации.

Бюджетные ассигнования на повышение оплаты труда профессорско-преподавательского состава федеральных вузов предусмотрены Минобрнауки России в 2013 году в сумме 11,6 млрд. рублей, в 2014 году - 19,4 млрд. рублей, в 2015 году - 32,1 млрд. рублей с последующим их перераспределением между федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении образовательные учреждения высшего профессионального образования и федеральными образовательными учреждениями высшего профессионального образования - главными распорядителями средств федерального бюджета.

В 2013 году будет продолжена реализация мероприятий по совершенствованию стипендиального обеспечения учащейся молодежи, в рамках которых предусмотрено повышение среднего размера стипендии для нуждающихся студентов 1 и 2 курсов федеральных вузов, обучающихся по очной форме обучения в рамках государственного задания по программам бакалавриата и программам специалитета и имеющим оценки успеваемости по итогам сданной экзаменационной сессии "хорошо" и "отлично", до 5 тысяч рублей в месяц с последующим ее увеличением.

Дополнительные бюджетные ассигнования на эти цели в сумме 7,1 млрд. рублей в 2013 году, 7,5 млрд. рублей в 2014 году и 7,9 млрд. рублей в 2015 году также предусмотрены Минобрнауки России и будут перераспределяться в установленном порядке между федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении образовательные учреждения высшего профессионального образования, и федеральными образовательными учреждениями высшего профессионального образования - главными распорядителями средств федерального бюджета.

Всего объем стипендиального фонда составит 61,3 млрд. рублей в 2013 году, 64,6 млрд. рублей - в 2014 году и 67,8 млрд. рублей - в 2015 году.

На реализацию направлений и мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", одобренных Советом при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики на период до 2013 года, предусмотрено 37,2 млрд. рублей

На 2014 и 2015 годы бюджетные ассигнования предусмотрены на обеспечение длящихся обязательств в рамках приоритетного национального проекта "Образование", в том числе на мероприятия по поддержке программ развития ведущих российских университетов в сумме 8,3 млрд. рублей ежегодно, поощрению лучших учителей в сумме 0,2 млрд. рублей ежегодно, государственной поддержке талантливой молодежи в сумме 0,2 млрд. рублей ежегодно.

Финансовое обеспечение выплаты денежного вознаграждения за классное руководство в сумме 11,45 млрд. рублей с 2014 года предполагается осуществлять органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации.

По этим же основаниям с 2015 года предусмотрено передать на уровень субъектов Российской Федерации финансовое обеспечение мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сумме 4,6 млрд. рублей.

При этом расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на образование имеют положительную динамику, что соответствует положениям Бюджетного послания (таблица 20).

Таблица 20


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: