Инвестиции в сферу образования - это инвестиции в будущее поколение нашей страны. На сегодняшний день финансирование сферы образования невозможно без поддержки государства. В целом, расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на образования по отношению к валовому внутреннему продукту составляют в около 3%, что значительно ниже аналогичного показателя в таких странах как Дания, Швеция и Исландия.
В условиях кризиса начала реализовываться - «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы»;
Расходы бюджетов на образование
Российская Федерация гарантирует всем своим гражданам возможность получения образования на территории страны независимо от национальности, социального положения, вероисповедания и состояния здоровья [4. С.5]. Граждане Российской Федерации имеют право на получение бесплатного начального, среднего общего и среднего профессионально-технического образования [1. С.5].
Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании» и от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании», а также в национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751.
|
|
Реализация государственных гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы соответствующих условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение – кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями, управление.
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся (воспитанников). Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:
· дошкольные;
· образовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
· начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
|
|
· дополнительного образования взрослых;
· дополнительного образования детей; специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;
· для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
· другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное и муниципальное финансирование. Объем бюджетных средств выступает одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования. В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет 19,5%, на долю региональных и местных бюджетов приходится 79,5%.
В целом по системе образования структура финансирования может быть представлена в таблице 19
Таблица 19
Общая структура финансирования системы образования в Российской Федерации [22]
Объем Финансирования | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |||
сумма, млрд. руб. | в % к итогу | сумма, млрд. руб. | в % к итогу | сумма, млрд. руб. | в % к итогу | |
Объем, всего | 2061,53 | 100,00 | 2206,13 | 100,00 | 2668,97 | 100,00 |
Консолидированный бюджет всего, в т.ч.: | 1751,33 | 84,95 | 1879,53 | 85,20 | 2281,73 | 85,49 |
- федеральный бюд-жет; | 405,92 | 19,69 | 428,73 | 19,43 | 553,30 | 20,73 |
- консолидированные бюджеты субъектов РФ | 1345,41 | 65,26 | 1450,80 | 65,76 | 1728,43 | 64,76 |
Платные услуги системы образования | 310,20 | 15,05 | 326,60 | 14,80 | 387,24 | 14,51 |
Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д.
В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя два направления финансирования расходов:
· на финансирование учреждений федерального ведения, в основном учреждений профессионального образования;
· на реализацию федеральных образовательных целевых программ, Наибольшую долю в расходах федерального бюджета на образование занимают затраты по финансированию высшего и послевузовского профессионального образования (более 70%).
Кроме того, за счет средств федерального бюджета финансируются следующие федеральные целевые программы в области образования:
ФЦП развития образования на 2011-2015 годы;
ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.»;
ФЦП «Русский язык» на 2011-2015 гг.» и др.
Основная доля расходов на образование приходится на бюджеты субъектов РФ. Если в расходах федерального бюджета расходы на образование занимают около 4-5%, то в региональных бюджетах – около 20%, а в местных бюджетах – до 50%. При этом бюджеты разных уровней принимают неодинаковое участие в финансировании различных учреждений образования. Например, средние школы на 99% финансируются за счет территориальных бюджетов, а вузы на 96% - за счет средств федерального бюджета.
Около 15% расходов на образование приходится на дошкольное образование, около 40% средств на общее школьное образование.
Формирование расходов "Образование" осуществлялось с учетом необходимости продолжения реализации программ модернизации образования.
В расходах федерального бюджета расходы по разделу "Образование" предусмотрены с некоторым уменьшением против соответствующих расходов 2012 года в сумме 597,4 млрд. рублей в 2013 году, 544,3 млрд. рублей - в 2014 году, 573,0 млрд. рублей - в 2015 году.
|
|
Основными факторами, повлиявшими на указанное снижение, являются завершение ряда проектов, реализуемых в сфере образования, или их обеспечение в меньших объемах в соответствии с планом.
Однако предусмотренные объемы бюджетных ассигнований должны позволить обеспечить выполнение государственного задания на предоставление услуг в сфере образования с учетом принимаемых Российской Федерацией обязательств в рамках реализации вышеназванных указов Президента Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования на повышение оплаты труда профессорско-преподавательского состава федеральных вузов предусмотрены Минобрнауки России в 2013 году в сумме 11,6 млрд. рублей, в 2014 году - 19,4 млрд. рублей, в 2015 году - 32,1 млрд. рублей с последующим их перераспределением между федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении образовательные учреждения высшего профессионального образования и федеральными образовательными учреждениями высшего профессионального образования - главными распорядителями средств федерального бюджета.
В 2013 году будет продолжена реализация мероприятий по совершенствованию стипендиального обеспечения учащейся молодежи, в рамках которых предусмотрено повышение среднего размера стипендии для нуждающихся студентов 1 и 2 курсов федеральных вузов, обучающихся по очной форме обучения в рамках государственного задания по программам бакалавриата и программам специалитета и имеющим оценки успеваемости по итогам сданной экзаменационной сессии "хорошо" и "отлично", до 5 тысяч рублей в месяц с последующим ее увеличением.
Дополнительные бюджетные ассигнования на эти цели в сумме 7,1 млрд. рублей в 2013 году, 7,5 млрд. рублей в 2014 году и 7,9 млрд. рублей в 2015 году также предусмотрены Минобрнауки России и будут перераспределяться в установленном порядке между федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении образовательные учреждения высшего профессионального образования, и федеральными образовательными учреждениями высшего профессионального образования - главными распорядителями средств федерального бюджета.
|
|
Всего объем стипендиального фонда составит 61,3 млрд. рублей в 2013 году, 64,6 млрд. рублей - в 2014 году и 67,8 млрд. рублей - в 2015 году.
На реализацию направлений и мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", одобренных Советом при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики на период до 2013 года, предусмотрено 37,2 млрд. рублей
На 2014 и 2015 годы бюджетные ассигнования предусмотрены на обеспечение длящихся обязательств в рамках приоритетного национального проекта "Образование", в том числе на мероприятия по поддержке программ развития ведущих российских университетов в сумме 8,3 млрд. рублей ежегодно, поощрению лучших учителей в сумме 0,2 млрд. рублей ежегодно, государственной поддержке талантливой молодежи в сумме 0,2 млрд. рублей ежегодно.
Финансовое обеспечение выплаты денежного вознаграждения за классное руководство в сумме 11,45 млрд. рублей с 2014 года предполагается осуществлять органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации.
По этим же основаниям с 2015 года предусмотрено передать на уровень субъектов Российской Федерации финансовое обеспечение мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сумме 4,6 млрд. рублей.
При этом расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на образование имеют положительную динамику, что соответствует положениям Бюджетного послания (таблица 20).
Таблица 20