Млрд. рублей

Наименование 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
Образование, всего 2 453,4 2 754,1 2 897,0 3 156,5
удельный вес в общей сумме расходов бюджетов бюджетной системы РФ, % 10,8 11,2 11,0 11,0
в том числе:        
Федеральный бюджет 614,8 597,4 544,3 573,0
Консолидированные бюджеты субъектов РФ без учета межбюджетных трансфертов 1 838,6 2 156,7 2 352,7 2 583,5

Рассмотрим порядок планирования расходов на примере школ ввиду их особой значимости и массовости. Вначале приведем несколько цифр, характеризующих состояние общего образования. В общей структуре расходов отрасли затраты на эти цели составляют более 50%. В стране насчитывается около 68 тыс. школ, из них 1,7 тыс. лицеев и гимназий, 0,6 тыс. частных школ. В них учатся 21 млн. учащихся, однако из-за демографических факторов в ближайшее время количество школьников сократиться на 1/3. Уменьшение контингента приводит к увеличению расходов в расчете на одного учащегося. Самой острой в настоящее время является проблема финансирования сельских школ, где из-за уменьшения контингента на одного учители приходится до восьми учащихся.

Основу формирования расходов на содержание учреждений общего и профессионального образования составляют «производственные» показатели деятельности. Для школ такими показателями являются число учащихся и классов; для учреждений профессионального образования – госзаказ по приему студентов на бесплатное обучение. При финансовом планировании учитываются не только показатели на начало и конец года, но и среднегодовые, которые зависят от сроков комплектования (приема), выпуска, отсева в процессе обучения. Например, по школам формула расчета среднегодовых показателей имеет следующий вид:

Кср=К1М1 + К2М2/12,

где Кср – среднегодовой контингент (сеть); К1 – контингент на начало планируемого года; М1 – число месяцев функционирования учреждения с переходящим контингентом на начало года; К2 – контингент планируемого года; М2 – число месяцев функционирования учреждения с новым контингентом на конец года; 12 – число месяцев в году.

Расчет среднегодовых величин можно также производить путем суммирования показателей на каждое первое число месяца и деления полученной суммы на 12. При расчете среднегодового числа воспитанников по дошкольным образовательным учреждениям этот метод предпочтительнее, так как позволяет точно определить требуемый для исчисления расходов контингент.

Производственные показатели по школе определяются по группам классов: 1-3 (4), 5-9, 10-11. Эти данные приводятся в смете на две даты – на 1 января и на 1 сентября планируемого года, а также в среднегодовом исчислении. Число учащихся на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю отчетную дату. Численность учащихся на 1 сентября планируемого года определяется в соответствии с планом выпуска и приема учащихся. Число детей, поступающих в планируемом году в первые классы, устанавливается по данным специального учета.

Важное значение при планировании бюджетных средств, как по школам, так и на содержание учреждений профессионального образования имеет система стандартов. Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, объем нагрузки обучающихся. Одним из элементов государственных образовательных стандартов является базовый учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В нем определено минимальное количество часов на изучение общеобразовательных областей, установлена минимальная учебная нагрузка учащихся по классам. Этот учебный план позволяет сохранить единое образовательное пространство в России. На его основе планируются расходы на оплату труда учителей.

Еще один показатель, используемый в процессе планирования расходов общеобразовательных школ, - количество педагогических ставок. Он рассчитывается на базе двух показателей – числа часов учебных занятий и нормы учебной нагрузки учителей в неделю. Базисный учебный план РФ устанавливает предельно допустимую нагрузку на учащихся в часах при пятидневной и шестидневной учебных неделях. При пятидневной она составляет в 1-3 классах – 22, в 5 – 28, в 6 – 29, в 7 – 31, в 8–9 – 32, в 10-11 – 33 часа. Норма учебной нагрузки учителя на ставку установлена для начальной школы 20 часов в неделю, для старших классов – 18 часов в неделю. Поэтому число педагогических ставок определяется отдельно по группам классов. При определении числа оплачиваемых часов следует иметь в виду, что в некоторых случаях занятия ведутся с классами, разделенными на две группы учащихся (иностранные языки, физическая культура, трудовое обучение и др.). Общее число учебных занятий в неделю определяется умножением количества классов на число часов для одного класса. Количество педагогических ставок рассчитывается делением общего числа учебных занятий в неделю по каждой группе классов на установочную норму учебной нагрузки учителя в неделю.

Фонд оплаты труда учителей определяется, исходя из количества педагогических ставок и средней ставки учителя в месяц по тарификации. Тарификационные списки позволяют определить общую сумму фонда заработной платы учителей за один месяц. Исходя из этих данных и зная число классов по группам на 1 января и 1 сентября, нетрудно рассчитать среднюю ставку учители в месяц и фонд заработной платы за месяцы текущего и нового учебного года, приходящиеся на планируемый финансовый год. Для определения средней ставки учителя месячный фонд оплаты труда по каждой группе классов, установленный на базе тарификационного списка, делится на соответствующие этим группам классов количество педагогических ставок.

Фонд оплаты труда учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала определяется на основе штатного расписания и установленных должностных окладов. Число штатных единиц зависит от количества классов в школе и ее индивидуальных особенностей. По учреждениям, реализующим образовательные программы повышенного уровня (гимназия, лицеи), а также школам с продленным днем обучения в штатное расписание вводятся дополнительные должности.

Расходы на оплату труда планируются отдельно по педагогическому, административно-хозяйственному и учебно-вспомогательному персоналу. Этот фонд называется тарифным. Кроме того, предусматривается надтарифный фонд заработной платы на установление доплат за дополнительные виды работ (проверку тетрадей, классное руководство и т.д.) и надбавок за высокое качество работы. При исчислении надтарифного фонда оплаты труда применяется следующая методика: тарифный фонд принимается за 75%, а надтарифный по школам не должен превышать 25%. Следовательно, чтобы исчислить его объем, необходимо тарифный фонд разделить на 75 и умножить на 25. Узаконенный норматив надтарифного фонда по каждому виду учреждений различен. Например, по учреждениям дополнительного образования он составляет 10%, по дошкольным учреждениям – 12%, по школам – 25%.

Следующей экономической статьей расхода по любому учреждению бюджетной сферы являются начисления на фонд оплаты труда. Размер ассигнований определяется путем умножения общего фонда оплаты труда на установленный Правительством РФ норматив. При определении необходимых средств на приобретение предметов снабжения и расходных материалов рассчитываются в первую очередь расходы на питание школьников. Объем ассигнований зависит от общего контингента учащихся, среднего числа дней посещения школьных занятий одним ребенком, установленной дневной нормой питания. Кроме того, отдельно определяются расходы на питание учащихся, посещающих группы продленного дня. Действующая в настоящее время расчетная норма расхода на бесплатные завтраки всех обучающихся составляет 1,5% от минимального размера оплаты труда.

Методика исчисления затрат по другим статьям расходов по всем типам образовательных учреждений одинакова. Значительное место в затратах на образовательные учреждения занимают коммунальные платежи за отопление, освещение, водоснабжение и т.д. Расчетный объем средств зависит от кубатуры и площади помещений, условий обеспечения тепловыми и энергетическими ресурсами. В городских учреждениях, как правило, коммунальное обслуживание учреждений осуществляется по договорам со специализированными организациями. По учреждениям, расположенным в сельской местности и имеющим собственное печное или паровое отопление, расчет более сложен. Расходы исчисляются по нормам расхода топлива, учитываются действующие цены на него, продолжительность отопительного сезона.

Расходы на приобретение мягкого инвентаря планируются только по сельским школам, в которых имеются интернаты для проживания учащихся, посещающих школы, расположенные на значительном расстоянии от места их проживания. Более типичны эти затраты для дошкольных и интернатных учреждений – детских садов, детских домов, школ-интернатов и т.д. Планируемые суммы осуществляются в зависимости от постельных принадлежностей, одежды, обуви, потребности в них, цены продукции. Аналогично планируются расходы на оснащение учреждений учебным, хозяйственным и технологическим оборудованием и инвентарем.

Исчисленные учреждением объемы необходимого бюджетного финансирования оформляются специальным документом – сметой доходов и расходов. В смете указываются наименование и адрес учреждения, соответствующие коды бюджетной классификации, приводится свод утвержденных расходов по каждой экономической статье с поквартальным распределением. В школьных заведениях исчисляют показатели количества классов и числа учащихся, на базе которых определяют количество ставок учителей и другие параметры. Число школьников считают в среднем за год, используя данные за 1 января и 1 сентября по формуле

Чш = (Чя × 8 + Чс × 4): 12,

где Чш – среднегодовая численность школьников;

Чя – численность школьников на 1 января;

Чс – численность школьников на 1 сентября;

8 и 4 – число месяцев в периодах с января по август и с сентября по декабрь;

12 – число месяцев в году;

или по формуле

Чш = Чя + (-) 1/3 прироста или убытка.

Например, на 1 января в школе занимались 800 школьников, а с 1 сентября будут учиться 1040. Тогда численность среднегодового контингента составит (800 × 8 + 1040 × 4): 12 = 880 или 800 + 1/3 × 240.

Исходя из контингента и наполняемости классов аналогичным способом рассчитывается число классов.

В вузах, техникумах и колледжах основным показателем является среднегодовой контингент учащихся на начало планируемого года, а также относительно приема, отсева и выпуска. При этом во внимание берут, как правило, такие данные: о выпуске – на 1 сентября, об отсеве – по последним трем годам.

Общее планирование расходов по учреждениям образования осуществляется по сметам. Ко всем показателям сметы прикладываются специальные расчеты. Главное внимание уделяют определению заработной платы; именно с той статьи начинают составление сметы.

Фонд заработной платы в учебных заведениях рассчитывается для педагогического, учебно-вспомогательного, административно-обслуживающего персонала исходя из количества педагогических ставок и средней ставки учителя в месяц по группам классов по формуле

Сп = Ч / Н × К,

где Сп – количество педагогических ставок на один класс по группе классов;

Ч – общее число часов по тарификационному списку по данной группе классов;

Н – плановая нагрузка в часах на одну педагогическую ставку группы классов;

К – количество классов группы.

Значительную долю затрат на содержание образовательных учреждений занимают хозяйственные и канцелярские расходы.

Расходы на здравоохранение

В настоящее время финансирование здравоохранения осуществляется за счет:

- бюджетных ресурсов;

- средств ФОМС;

- фондов медицинского страхования;

- средств предприятий, организаций и других источников.

За счет средств бюджетов финансируются следующие мероприятия:

- разработка и реализация целевых программ;

- обеспечение профессиональной подготовки кадров;

- финансирование научных исследований;

- оплата особо дорогостоящих видов лечения;

- оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий;

- предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями.

Все остальные услуги финансируются из ФОМС.

В расходах федерального бюджета расходы на здравоохранение занимают порядка 3,7%. Основная доля расходов на здравоохранение приходится на территориальные бюджеты:

- в расходах региональных бюджетов расходы на здравоохранение составляют порядка 10%;

- в расходах местных бюджетов – 15 -18%.

Государственная политика в сфере здравоохранения направлена на обеспечение доступности медицинской помощи и достижение целей, поставленных при разработке и принятии основополагающих законодательных актов Российской Федерации в сфере здравоохранения - конкретизация государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществление перехода на страховые принципы оказания и оплаты медицинской помощи, развитие конкуренции в сфере предоставления медицинских услуг.

При этом основные подходы к формированию объемов бюджетных ассигнований на здравоохранение базировались с учетом задач:

- перехода с 2013 года на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования (далее - ОМС);

- вступления в силу с 1 января 2013 года единых стандартов и порядков оказания медицинской помощи;

- передачи субъектам Российской Федерации полномочий по обеспечению лекарственными средствами граждан Российской Федерации по отдельным заболеваниям;

- включения с 2015 года высокотехнологичной медицинской помощи в базовую программу ОМС;

- внедрения единого норматива субвенции на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ТПОМС);

- перехода на единый размер страхового взноса на ОМС неработающего населения.

При этом объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере здравоохранения в 2013 - 2015 годах составит соответственно 506,6 млрд. рублей, 466,4 млрд. рублей, 383,3 млрд. рублей.

Следует отметить, что общий объем государственных расходов на здравоохранение не сокращается, а меняется источник их финансового обеспечения с увеличением акцента на систему обязательного медицинского страхования.

При этом следует учесть, что с 1 января 2011 года увеличены страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 2%.

Предусматривается также увеличение тарифов на обязательное медицинское страхование на неработающее население. Таким образом, предусматривается ежегодное наращивание средств обязательного медицинского страхования, направляемых на реализацию мероприятий в сфере здравоохранения.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета на лекарственное обеспечение формируются с учетом уточнения численности получателей лекарственных средств на основании данных Федерального регистра, а также с учетом сложившейся в текущем году динамики цен, связанной с введением предельных надбавок на лекарственные средства, совершенствованием законодательства в сфере закупок лекарственных средств.

Расходы на закупку лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, запланированы в 2013 - 2015 годах в объеме 51,4 млрд. рублей ежегодно.

Сохраняются объемы межбюджетных трансфертов, предусмотренные на осуществление организационных мероприятий по обеспечению граждан лекарственными средствами, на осуществление отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения.

С 2013 года финансовое обеспечение мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также по осуществлению денежных выплат медицинским работникам первичного звена будет осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.

С 2015 года в составе расходов федерального бюджета на здравоохранение не предусматриваются расходы на осуществление ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам федеральных государственных учреждений.

С 2015 года планируется осуществить переход от принципа софинансирования из федерального бюджета расходных полномочий субъектов Российской Федерации по обеспечению высокотехнологичных видов медицинской помощи, совершенствованию медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, мероприятий по пренатальной (дородовой) диагностике, закупке оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга, мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, к финансовому обеспечению указанных мероприятий за счет средств обязательного медицинского страхования.

В 2013 - 2015 годах продолжится реализация отдельных мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье".

Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" характеризуются следующими данными (таблица 21):

Таблица 21


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: