Вопрос 2: классификация организаций

В настоящее время принято выделять 4 статуса организаций:

- юридическое лицо, зарегистрированное в государственном реестре, имеющее свою печать и расчетный счет в банке;

- неюридическое лицо, незарегистрированное в государственном органе (подразделение юридического лица, простое товарищество);

- неюридическое лицо, зарегистрированное в государственном органе (предприниматель без юридического лица);

- неформальная организация граждан (дружеские компании, самодеятельные коллективы).

Организации можно классифицировать масштабно:

- правительственные и неправительственные;

- коммерческие и некоммерческие;

- бюджетные и внебюджетные;

- формальные и неформальные организации.

По отраслям принадлежности:

- транспорт;

- промышленность;

- торговля и т.д.

По типу решаемых ими социальных задач:

- экономические;

- финансовые;

- политические;

- медицинские и т.д.

3 основных вида социальных организаций:

- деловые;

- общественные;

- ассоциативные.

Для определения размерности организаций (предприятий) количественные показатели:

- численность персонала;

- объем валовой продукции;

- величина основных производственных фондов.

Малые:

- промышленность, строительство, транспорт до 100 человек;

- в науке и в сельском хозяйстве до 60 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании до 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности до 50 человек.

В России малым предпринимательством занимается 15-18% населения, в Японии доля малых - 45 %.

Типология хозяйственных («экономически ориентированных») организаций по М. Веберу, такова:

- собственно «экономические организации», регулируемые материальным интересом;

- неэкономические организации, выполняющие экономические функции (экономически активные), пример (государство, церковь);

- экономические организации, регулируемые неэкономическими способами («экономически регулятивные»), наподобие земельных общин, профессиональных цехов;

- организации, «утверждающие формальный порядок», осуществляющие не экономический контроль за условиями экономической деятельности, например, правоохранительные органы.

Из исторических форм хозяйственных организаций таковы: (отечеств. подход)

- община – строится на тесных внутренних связях, зачастую объединяется по территориальному или кровному и родственным признакам. Для нее характерны: формальное равенство, общая собственность, нерасчлененность многих внутрихозяйственных функций, всеобщее подчинение неформальному традиционному порядку;

- корпорация – относительно замкнутая организация, построенная на менее тесных, но более профессиональных связях. У нее более узкая функциональная нацеленность, выраженная многоступенчатая иерархия, жесткое разделение внутренних обязанностей, более формальный административный порядок;

- ассоциация – это относительно свободное объединение индивидов и групп, сохраняющих свои личные права, и частную собственность. Она создается под специальные задачи, и ее деятельность, как правило, не выходит за их рамки, не посягает на свободу и частную жизнь индивида.

Американский социолог Н. Смелзер выделял организации для достижения определенной цели:

1) харизматические организации – по мере их развития формируются правила и традиции, растет упорядоченность (по Веберу – развитие структуры из 3 этапов: кристаллизации, признания и институционализации);

2) добровольные ассоциации – создаются для защиты интересов их членов, членство в них добровольное, они не связаны с правительственными органами;

3) тоталитарные организации – образуются с целью защиты государственных, религиозных и других организаций - по Гоффману их типы:

- больницы, благотворительные заведения, санатории;

- тюрьмы и концлагеря;

- военные казармы, корабли, закрытые учебные заведения;

- мужские и женские монастыри;

- приюты.

По способам подчинения своих членов и утверждения внутреннего контроля А. Этциони, выделяет:

- организации принудительные – опираются на прямое насилие над человеком или угрозу применения насилия (армия, тюрьма);

- утилитаристские – объединяют своих членов на базе материального интереса (сов. хоз. предприятия);

- символические – апеллируют к солидарности, основанной на общности моральной или идеологической (церковь, политическая партия).

Виды организации по отношению к своим участникам:

Рис. 4. Виды организации по отношению к своим участникам

Организации с точки зрения особенностей функционирования и структуры:

Рис. 5. Организация с точки зрения особенностей функционирования и структуры

Виды организации в соответствии со статусом:

Рис. 6. Виды организации в соответствии со статусом

Кроме того, выделяют следующие виды организации:

по способу возникновения (естественные — вырастают сами по себе и ориентированы на решение собственных проблем, они независимые, гибкие, например, фирмы, корпорации, и искусственные — создаются по определенному плану для достижение заранее заданных извне целей, предполагает только необходимые структурные подразделения, недостаточно гибкие, координация через единый центр, например, министерство);

по характеру внутренних контактов (формальные и неформальные);

по особенностям распределения власти между организацией и участниками (унитарные — сплоченная команда, работающая ради достижения целей, заданных извне, жесткая власть, подавление инициативы, ограничения свободы, выраженная идеология, являются первичными, т.е. создаются независимо от участников организации, и плюралистические — добровольное объединение участников, заинтересованных в собственной выгоде, достигаемой через общую выгоду, выражены договорные отношения, власть для координации деятельности, являются вторичными, т.е. создаются самими участниками организации);

по целям (деловые — создаются для достижения конкретной цели, связанной с реализацией общественных потребностей, и общественные — создаются для удовлетворения потребностей своих участников во взаимопомощи, общении, самовыражении).

Современная организация должна отвечать трем требованиям:

— быть результативной;

— регулярно обновляться;

— осуществлять профилактику стагнации (застоя).

Основой для этого являются три принципа:

1) устойчивость;

2) ломка традиций;

3) предприимчивость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: