В настоящее время принято выделять 4 статуса организаций:
- юридическое лицо, зарегистрированное в государственном реестре, имеющее свою печать и расчетный счет в банке;
- неюридическое лицо, незарегистрированное в государственном органе (подразделение юридического лица, простое товарищество);
- неюридическое лицо, зарегистрированное в государственном органе (предприниматель без юридического лица);
- неформальная организация граждан (дружеские компании, самодеятельные коллективы).
Организации можно классифицировать масштабно:
- правительственные и неправительственные;
- коммерческие и некоммерческие;
- бюджетные и внебюджетные;
- формальные и неформальные организации.
По отраслям принадлежности:
- транспорт;
- промышленность;
- торговля и т.д.
По типу решаемых ими социальных задач:
- экономические;
- финансовые;
- политические;
- медицинские и т.д.
3 основных вида социальных организаций:
- деловые;
- общественные;
- ассоциативные.
Для определения размерности организаций (предприятий) количественные показатели:
|
|
- численность персонала;
- объем валовой продукции;
- величина основных производственных фондов.
Малые:
- промышленность, строительство, транспорт до 100 человек;
- в науке и в сельском хозяйстве до 60 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании до 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности до 50 человек.
В России малым предпринимательством занимается 15-18% населения, в Японии доля малых - 45 %.
Типология хозяйственных («экономически ориентированных») организаций по М. Веберу, такова:
- собственно «экономические организации», регулируемые материальным интересом;
- неэкономические организации, выполняющие экономические функции (экономически активные), пример (государство, церковь);
- экономические организации, регулируемые неэкономическими способами («экономически регулятивные»), наподобие земельных общин, профессиональных цехов;
- организации, «утверждающие формальный порядок», осуществляющие не экономический контроль за условиями экономической деятельности, например, правоохранительные органы.
Из исторических форм хозяйственных организаций таковы: (отечеств. подход)
- община – строится на тесных внутренних связях, зачастую объединяется по территориальному или кровному и родственным признакам. Для нее характерны: формальное равенство, общая собственность, нерасчлененность многих внутрихозяйственных функций, всеобщее подчинение неформальному традиционному порядку;
- корпорация – относительно замкнутая организация, построенная на менее тесных, но более профессиональных связях. У нее более узкая функциональная нацеленность, выраженная многоступенчатая иерархия, жесткое разделение внутренних обязанностей, более формальный административный порядок;
|
|
- ассоциация – это относительно свободное объединение индивидов и групп, сохраняющих свои личные права, и частную собственность. Она создается под специальные задачи, и ее деятельность, как правило, не выходит за их рамки, не посягает на свободу и частную жизнь индивида.
Американский социолог Н. Смелзер выделял организации для достижения определенной цели:
1) харизматические организации – по мере их развития формируются правила и традиции, растет упорядоченность (по Веберу – развитие структуры из 3 этапов: кристаллизации, признания и институционализации);
2) добровольные ассоциации – создаются для защиты интересов их членов, членство в них добровольное, они не связаны с правительственными органами;
3) тоталитарные организации – образуются с целью защиты государственных, религиозных и других организаций - по Гоффману их типы:
- больницы, благотворительные заведения, санатории;
- тюрьмы и концлагеря;
- военные казармы, корабли, закрытые учебные заведения;
- мужские и женские монастыри;
- приюты.
По способам подчинения своих членов и утверждения внутреннего контроля А. Этциони, выделяет:
- организации принудительные – опираются на прямое насилие над человеком или угрозу применения насилия (армия, тюрьма);
- утилитаристские – объединяют своих членов на базе материального интереса (сов. хоз. предприятия);
- символические – апеллируют к солидарности, основанной на общности моральной или идеологической (церковь, политическая партия).
Виды организации по отношению к своим участникам:
Рис. 4. Виды организации по отношению к своим участникам
Организации с точки зрения особенностей функционирования и структуры:
Рис. 5. Организация с точки зрения особенностей функционирования и структуры
Виды организации в соответствии со статусом:
Рис. 6. Виды организации в соответствии со статусом
Кроме того, выделяют следующие виды организации:
— по способу возникновения (естественные — вырастают сами по себе и ориентированы на решение собственных проблем, они независимые, гибкие, например, фирмы, корпорации, и искусственные — создаются по определенному плану для достижение заранее заданных извне целей, предполагает только необходимые структурные подразделения, недостаточно гибкие, координация через единый центр, например, министерство);
— по характеру внутренних контактов (формальные и неформальные);
— по особенностям распределения власти между организацией и участниками (унитарные — сплоченная команда, работающая ради достижения целей, заданных извне, жесткая власть, подавление инициативы, ограничения свободы, выраженная идеология, являются первичными, т.е. создаются независимо от участников организации, и плюралистические — добровольное объединение участников, заинтересованных в собственной выгоде, достигаемой через общую выгоду, выражены договорные отношения, власть для координации деятельности, являются вторичными, т.е. создаются самими участниками организации);
— по целям (деловые — создаются для достижения конкретной цели, связанной с реализацией общественных потребностей, и общественные — создаются для удовлетворения потребностей своих участников во взаимопомощи, общении, самовыражении).
Современная организация должна отвечать трем требованиям:
— быть результативной;
— регулярно обновляться;
— осуществлять профилактику стагнации (застоя).
Основой для этого являются три принципа:
|
|
1) устойчивость;
2) ломка традиций;
3) предприимчивость.