ПВК это сложное образование, включающее в себя несколько компонентов: психофизиологические характеристики человека, социально-психологические качества и, в том числе, способности.
ПВК состоят из трёх основных элементов:
1) способности человека (как общие, так и частные; как врожденные, так и приобретенные);
2) социально-психологические характеристики личности (мотивы, нравственные ценности, межличностные отношения);
3) знания и навыки (они не тождественны способностям человека, но отражаются на эффективности его работы).
К этим трем основным элементам может быть добавлен блок «специфических особенностей», которые необходимы для какой-либо конкретной деятельности. Например, хорошее физическое здоровье, отсутствие вредных привычек, владение иностранным языком и т.д.
По своей структуре ПВК могут быть:
1) личностными. Например такие качества, как стрессоустойчивость, определенные черты характера, нравственные качества.
2) Интеллектуальные (когнитивные). К ним относятся память, внимание, степень развития устной и письменной речи.
|
|
3) Психофизиологические. Это устойчивость к монотонии, утомлению.
4) Физические. Эти качества отражают общее состояние здоровья и выявляются при прохождении медицинского обследования.
2 Профессиональный отбор
Проблема сходства и различия между отдельными индивидуумами уже давно интересовала исследователей. Однако лишь в результате работ И.П.Павлова, показавшего, что основа различных типов высшей нервной деятельности определяется силой, подвижностью и уравновешенностью основных нервных процессов – возбуждения и торможения, началось настоящее научное исследование индивидуальных психофизиологических реакций. Человек не может быть охарактеризован только с точки зрения, например, его мыслительных способностей, определяющих выполнение операций по переработке информации. Необходимо знать его эмоциональную устойчивость, волевые качества и т.д. Поэтому, как правило, при психологическом отборе приходится применять большое число методов, раскрывающих различные качества человека.
При определении профессиональной пригодности человека к той или иной деятельности необходимо учитывать два аспекта.
1) индивидуально-психологические особенности самого человека, которые являются залогом профессиональной успешности человека;
2) роль самой деятельности в формировании профессиональной пригодности. Выбранная человеком деятельность активизирует соответствующие качества человека, т.е. раскрывает потенциал человека.
При определении профессиональной пригодности человека необходимо также учитывать, что индивидуальные качества человека относительно устойчивы: некоторые остаются неизменными в течение всей жизни (сила нервной системы, темперамент); другие меняются в течение длительного времени (эмоциональный фон, характер); третьи – более изменчивы (психомоторика, познавательные процессы).
|
|
Система профессионального отбора включает в себя ряд этапов.
На первом этапе осуществляется анализ трудового процесса, а также психофизиологических особенностей трудовой деятельности. Целью такого анализа является определение требований, которые предъявляет деятельность к профессионально важным качествам личности. В результате анализа составляется ПРОФЕССИОГРАММА, иными словами «психологический паспорт» профессии. Такие профессиограммы составляются для отбора в лётные экипажи, на железнодорожном транспорте, в энергетике, в армии. Необходимы профессиограммы для специалистов, подвергающихся в ходе работы опасности, риску (пожарным, спасателям). На основе профессиограммы определяются основные требования к кандидату на данную специальность. В общем виде эти требования могут быть разбиты на четыре группы:
· Медицинские требования: состояние здоровья, общие показания и противопоказания к данному виду деятельности;
· Образовательные требования, т.е. требования к уровню общей и специальной подготовки;
· Общие характерологические требования, т.е. чувство долга, мировоззрение, мотивация к данному виду деятельности;
· Психофизиологические требования, т.е. требования к памяти, вниманию, скорости реакции, эмоциональной устойчивости.
На основе этих требований разрабатываются признаки профессиональной пригодности (непригодности) для данного вида деятельности.
На втором этапе осуществляется подбор методов, с помощью которых можно оценить профессиональные качества личности. Например, медицинские требования проверяются в ходе медицинского наблюдения и обследования. Психофизиологические требования проверяются с помощью тестов. К тестам в психологии предъявляются жёсткие требования, они должны быть информативными (прогнозировать способности) и надёжными (давать стабильные результаты при повторных испытаниях одного и того же человека).
На третьем этапе осуществляется проверка информативности и надёжности выбранных методик профессионального отбора. Только после такой проверки методики можно применять на практике. Проверка методик осуществляется методом корреляционного анализа.
Следующим этапом является собственно проведение профотбора. К самому профотбору предъявляются строгие требования.
· Во-первых, это обеспечение высокой заинтересованности испытуемых в результатах отбора.
· Создание дружелюбной, непринуждённой обстановки.
· Важным требованием является обеспечение стандартности испытаний. Условия испытаний и задания должны быть совершенно одинаковыми для всех испытуемых.
· Обеспечение стандартизации обработки и интерпретации результатов испытаний.
Сегодня существует значительное количество методов профессионального отбора, которые можно объединить в группы:
1) Личностные тесты.
В нашей стране широко применяются тесты, которые называются СМИЛ – стандартизованный метод исследования личности. В основу этих тестов положены пять основных факторов личности («Большая пятерка):
– экстраверсия (настойчивость, честолюбие, активность);
– приспособляемость (надежность, кооперативность, доверительность);
– добросовестность (Ответственность, организованность, постоянство);
– эмоциональная устойчивость (спокойствие, отсутствие нервозности);
– обучаемость (открытость опыту, образность).