Специальное психофизиологическое обследование с помощью полиграфа

Обычно применяются при поступлении на госслужбу, в финансовые структуры, для уточнения мотивов поступления на работу, выявления фактов совершения асоциальных поступков или наличия зависимостей.

Результаты испытаний обрабатываются с помощью методов математической статистики. По этим результатам происходит отнесение испытуемых к одной из возможных групп.

При 2-х ступенчатой системе оценки профессиональной пригодности делается вывод: «пригоден» или «непригоден».

Чаще всего применяется три градации групп:

– абсолютно пригодные – лица, которые по своим способностям, степени развития профессионально важных качеств в полной мере соответствуют данной деятельности.

– условно пригодные – лица, которые будут нуждаться в более длительном обучении, их трудовая деятельность может быть сопряжена с определенными трудностями.

– непригодные к выполнению данной деятельности – не соответствующие предъявляемым требованиям.

Существует ещё 4-х ступенчатая система оценки, которая применяется при поступлении в военные учебные заведения или при отборе в операторские профессии.

Нужно иметь в виду, что одноразовое психологическое обследование, даже проведенное в широком объёме, не позволяет выявить динамику развития задатков в способности и другие возможности личности. Как у нас, так и за рубежом в настоящее время утвердилось мнение, что точный прогноз развития способностей и поведения человека можно дать лишь тогда, когда после первичного психологического отбора человек в течение определенного времени будет находиться под психологическим наблюдением при выполнении профессиональной деятельности. Личность – это очень динамичная система, обладающая большими адаптационными и замещающими возможностями. Поэтому большое значение имеет профессиональное обучение.

3 Профессиональное обучение

Универсальным средством профессиональной подготовки является обучение. В процессе обучения той или иной специальности человек овладеет определённой системой знаний, навыков и умений. Какой именно должна быть эта система зависит от профессии. Иначе говоря, содержание обучения определяется спецификой трудовой деятельности.

В общем смысле профессиональные знания – это та информация, которую усваивает (накапливает в памяти) человек в процессе профессионального обучения.

С психологической точки зрения знания могут выступать в форме наглядных представлений (образов) и понятий, являющихся абстрактным отражением действительности. Лёгкий перевод наглядных представлений в понятия и наоборот – это важнейшее условие профессиональной деятельности. Эффективность и надёжность действий зависят не только от системы имеющихся у него знаний, но и от точности и своевременности выполняемых им действий.

Действия, доведённые до известной степени совершенства, выполняемые легко, быстро, автоматически, называются в психологии НАВЫКАМИ. Основным средством их формирования является упражнение.

Конечно, далеко не всякое действие человека нужно доводить до автоматизма. Более того, излишняя автоматизация может явиться причиной ошибок, и мы об этом ранее говорили. Как правило, автоматизировать следует лишь те действия, которые характеризуются известным однообразием, могут выполняться по некоторому шаблону. В психологии различают три основных вида навыков:

сенсорно-перцептивные (навыки восприятия),

– моторные (двигательные навыки),

– интеллектуальные (приёмы решения задач).

Сформированные в процессе обучения навыки существуют не изолированно друг от друга. Они неизбежно вступают во взаимодействие. При этом старые навыки в одних случаях способствуют овладению новыми (положительный перенос навыков), в других тормозят их образование (интерференция навыков). Учёт взаимодействия навыков важен тогда, когда человек, овладевший одним видом трудовой деятельности, начинает овладевать другим. В сегодняшних условиях процесс совершенствования техники и усложнения процессов труда требует постоянного доучивания и переучивания.

На базе знаний и навыков, относящихся к некоторому определённому виду деятельности, формируется умение человека работать.

Когда говорят, что человек умеет что-то делать, то имеют в виду, что он может самостоятельно выполнить определенную работу. Умение представляет собой сложное психическое образование, включающее в себя ряд компонентов. Один из них – система навыков. Другой – система знаний.

Умелое действие – это всегда действие со знанием дела. При этом имеется в виду не только знания о том, как выполнить то или иное действие, но и знание главных особенностей своего дела в целом: особенностей технологического процесса, законов, определяющих этот процесс и т.д. Умение проявляется при решении нестандартных задач. Оно предполагает хорошую ориентировку в новых условиях и выступает не как простое повторение прошлого опыта, а включает в себя момент творчества.

Если человек освоил систему навыков и знаний, но не может применить их в новых условиях, его нельзя назвать умелым.

Важным вопросом, возникающим при профессиональном обучении, является нахождение способов ускорения индивидуальной подготовки. Эта задача возникает с одной стороны, потому, что с усложнением техники и повышением роли человека в современном производстве каждый специалист должен обладать всё более глубокими и обширными знаниями. Таким образом, повышаются требования к профессиональной подготовке.

С другой стороны, время, отводимое на обучение, не может существенно увеличиваться.

К факторам, ускоряющим процесс обучения, можно отнести следующие:

· Учебная информация должна быть представлена на оптимальном языке. Это значит, что для обучения должны быть составлены образные описания их действий.

· Учебная информация должна быть максимально обобщена.

· В процессе обучения должен быть обеспечен перенос приобретённых ранее знаний и навыков. Это значит, что при обучении следует сохранить неизменным все целесообразное, что уже знает и умеет обучаемый.

· В процессе обучения должна быть обеспечена прочная обратная связь между обучаемым и источником информации, т.е. должна быть обеспечена возможность постоянного самоконтроля.

· При обучении должна быть обеспечена высокая заинтересованность обучаемого в своей подготовке (мотивация).

Особое внимание переобучению уделяется в профессиональной деятельности человека-оператора.

Важное место в системе профессионального обучения человека-оператора занимают тренировки. Их проведение связано с необходимостью поддержания на заданном уровне приобретённых в процессе обучения навыков и умений. Если в процессе трудовой деятельности навыки и умения не будут получать необходимого подкрепления, то они постепенно будут угасать. Для предотвращения этого необходимы тренировки.

Проведение тренировок осуществляется на специальных тренировочных средствах – тренажёрах. При построении тренажёров должны быть учтены психофизиологические принципы процесса обучения:

· Навыки, развиваемые на тренажёре, должны соответствовать по своей сути навыкам реальной трудовой деятельности.

· Тренажёр не должен формировать тех навыков, которые дают отрицательный эффект при переводе в реальные условия деятельности.

· Методика работы на тренажёре должна предусматривать необходимое количество повторений.

Важной задачей, которая должна быть решена при создании тренажёра, является возможность имитации отказов и неисправностей техники. Современная техника является высоконадёжной, ситуации её поломки или выхода из строя очень редки. Поэтому оператор постепенно утрачивает навыки действия в аварийных ситуациях. Применение специальных тренажёров позволяет этого избежать.

Деятельность операторов протекает, как правило, в коллективе, когда результаты труда зависят не только от индивидуальных, но в значительной степени от коллективных, групповых, навыков. Поэтому современный тренажёр должен предусматривать возможность групповых тренировок; в нём должна быть предусмотрена и возможность взаимосвязи его с рабочими местами других операторов.

И, наконец, важной задачей, возникающей при создании тренажёра, является контроль состояния оператора во время работы. Анализ состояния оператора необходим для получения более объективной оценки его действий, поскольку при оценке необходимо учитывать не только конечный результат работы, но и ту «психофизиологическую» цену, которой достигаются результаты. Ведь при прочих равных условиях более стабильные результаты может показать тот оператор, психофизиологическое напряжение которого будет меньше. Следовательно, его действия заслуживают более высокой оценки.

Вопросы профессионального отбора и обучения операторов признаются психологами всего мира как наиболее важные и необходимые для обеспечения безопасной и эффективной работы операторов в системе «человек-машина».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: