Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в школе / Под ред. А.Д. Климентенко и A.A. Миролюбова. - М.:11едагогика, 1981

«Вопрос о связи методики обучения иностранным языкам с другими научными дисциплинами представляет собой сложную проблему методологического характера, выходящую за рамки самой научной методики. На разных этапах истории педагогики он решался по-разному, в зависимости от уровня научного знания в целом и от уровня развития самой педагогической науки. Существующие в настоящее время концепции научного статуса методики и ее положения в системе наук несут в себе отпечаток представлений, возникавших на разных этапах её развития. Поэтому рассмотрение этого вопроса не должно сводиться к простой констатации существующего положения дел, к перечислению наук, которые в настоящее время вносят или могут внести вклад в теоретическое и практическое решение проблем обучения иностранным языкам. Необходимо дать структурную характеристику отношений методики и смежных с ней наук в том виде, в каком они сложились в настоящее время, на современном уровне развития научного знания.

Исходным для понимания сущности связи методики с другими научными дисциплинами является понятие научного обоснования обучения иностранным языкам. От того, данные каких наук и в каком виде входят в это обоснование, зависят и функции самой методики, и характер её связей с разными научными дисциплинами.

В соответствии с процессом развития научных знаний, частью которых являются знания об обучении иностранным языкам, претерпевало эволюцию и само понятие методики общения этому предмету. Следы этой эволюции можно проследить и сегодня в тройственном понимании самого термина - методика". Методика обучения иностранным языкам понимается, во-первых, как совокупность методов и приемов, направленных к овладению языками (в более узком смысле - как комплекс приемов, служащих решению конкретной задачи обучения, например, методика постановки произношения); во-вторых, как прикладная область знаний о методах обучения языкам, основанных на данных других наук («техническая дисциплина», по выражению JI.B. Щербы); в-третьих, как самостоятельная педагогическая дисциплина, изучающая специфические закономерности своего предмета.

Обращение к истории показывает, что каждое из этих грех представлений о методике отражает определенный этап развития научного обоснования методов обучения и эволюции соотношения методики с другими отраслями научного знания.

Исходя из нашего понимания методики как относительно самостоятельной педагогической дисциплины, рассмотрим отношение методики обучения иностранным языкам к другим наукам, как оно предстает перед педагогом- исследователем на современном этапе.

В первую очередь методика как педагогическая дисциплина связана с общей педагогикой и дидактикой. Эти отрасли научного знания имеют общий объект - обучение, рассматриваемое на разных уровнях. На уровне педагогики обучение рассматривается как один из аспектов практической педагогической деятельности в целом - деятельности по передаче общественного опыта подрастающим поколениям.»

А какова связь методики с дидактикой? В чём проявляется эта связь? Об этом - отрывок из работы И.В. Рахманова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: