Методика и лингвистика

В лингвистике методика черпает данные о тех фактах, которые становятся предметом обучения. Однако отношения между методикой и лингвистикой трактуются по-разному. Одни ученые рассматривают методику как «прикладную лингвистику» и считают лингвистику базовой наукой для методики. При этом методы обучения должны базироваться на данных лингвистики, которая занимается детальным изучением и описанием системы и функционирования языка.

Другие ученые считают, что методика имеет к лингвистике лишь косвенное отношение, поскольку лингвистика не может стать полноценной базой для создания рациональной методики обучения иностранным языкам.

Роль лингвистической науки в ее отношении к методике определяется спецификой основного предмета последней. Предметом обучения является обучение речевой деятельности на материале определенного языка. Лингвистика же описывает основные системные свойства конкретного языка, формулирует их в правилах, которые активно используются методикой при разработке конкретных обучающих моделей.

Несомненно, данные лингвистики имеют большое значение для методики, однако методика также руководствуется своими изысканиями в области языка.

В частности, данные лингвистики непосредственно используются при решении проблем, которые касаются глобальных компонентов методики: целей обучения (для чего обучать?), содержания обучения (чему обучать?), технологий обучения (как обучать?) и вспомогательных средств (с помощью чего обучать?).

3.3. Методика и психология

Другая базисная для методики наука – психология, раскрывающая закономерности развития и формирования психической деятельности живых существ. Из психологии методика черпает сведения об

· особенностях восприятия при обучении иностранному языку,

· роли мышления и его связи с языком, соотношении сознательного и бессознательного (сочетание произвольного и непроизвольного внимания, осознанности и имитации),

· формирования навыков и умений, мотивации учебной деятельности, а также

· индивидуально-психологических особенностях учащихся, которые следует учитывать в процессе обучения и др.

Психология дает методисту представление о мотивах овладения языком, видах и роли памяти в обучении, особенностях учащихся с точки зрения характера учебной деятельности.

В своих положениях методика опирается на исследования Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, в которых разрабатывается теория деятельности, в частности мыслительной деятельности, привлекает данные по проблемам памяти, формирования речевых навыков (З.И. Ходжава, А.А. Леонтьев), механизмов речи (Н.И. Жинкин), учитывает теорию установки (Д.И. Узнадзе). Большой вклад в развитие методики внесли ученые, посвятившие себя разработке вопросов обучения ИЯ. Заслугой В.А. Артемова, Б.А. Беляева и некоторых других психологов является то, что они не только утвердили речь в качестве объекта обучения, но и дали психологическое обоснование необходимости обучения речи во всех формах на ИЯ. Основываясь на общей психологии, педагогической психологии, психологии обучения иностранному языку, методика черпает в них данные о психологической характеристике речи, о речи устной и письменной, внешней и внутренней.

Общая психология изучает общие закономерности психической деятельности человека. Она является основой понимания тех психических процессов, которые происходят при формировании ИКК.

Возрастная психология исследует закономерности развития человека, формирования психических процессов памяти, мышления, воображения, чувств и психических качеств личности. Возрастная психология помогает определить содержание обучения, методы и приемы обучения, организовывать урок с учетом возрастных особенностей учеников.

Педагогическая психология изучает закономерности развития психики человека в процессе обучения и воспитания, исследует проблемы управления усвоением знаний, формированием навыков и развитием умений, а также помогает определить мотивацию деятельности учеников в процессе овладения ИКК.

Психология речи анализирует процесс владения и овладения речью, взаимосвязь внешней и внутренней речи, закономерности устной и письменной речи.

Психология общения исследует вопросы, связанные с общением человека, в частности виды и средства общения.

Рассмотрим влияние некоторых психологических процессов учеников на качество овладения иноязычной речью.

Мышление учеников характеризуется такими индивидуальными особенностями как самостоятельность, быстрота, глубина понимания учебного материала. Особенности мышления учеников влияют на многие факторы: установление соотношений между наглядно-образными и словесно-логическими компонентами, на гибкость трансформационных процессов, на способность мыслить от конкретного к абстрактному и наоборот и т.д. Наличие индивидуальных особенностей мышления требует разных приемов обучения. В современной психологии получила распространение мысль о необходимости сознательного овладения иноязычными навыками и умениями с опорой на такие процессы мышления как синтез и анализ.

Важную роль в овладении иностранным языком играет память. В психологии различают долговременную и кратковременную память. Оба вида памяти имеют большое значение для реализации речевой деятельности. Материал, который необходимо запомнить, сначала поступает в кратковременную память, а затем с помощью упражнений переходит в долговременную память.

Выделяются разные типы памяти в зависимости от канала восприятия информации: зрительная, слуховая, осязательная, двигательная и комбинированная. У большинства людей присутствуют все виды памяти, но они характеризуются разным уровнем развитости. Это, в свою очередь, влияет на обучение определенным видам речевой деятельности. Например, если у ученика доминирует зрительная память, то ему будет тяжело овладеть устной речью. В то же время, комбинированный тип памяти с доминирующим слуховым компонентом является наиболее благоприятным для овладения устной речью. Развитию памяти способствуют разные специальные упражнения, а также заинтересованность учеников и положительное отношение к изучаемому предмету.

В овладении иностранным языком немаловажную роль играет восприятие. Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его признаков. В зависимости от того, какой анализатор играет ведущую роль в восприятии, выделяют слуховое, зрительное, осязательное и кинетическое (движение)восприятие. В процессе обучения иностранным языкам особое значение приобретают слуховое и кинетическое восприятие, так как звуковая речь является основной, а формирование звукомоторных образов связано со слуховым и кинетическим восприятием. При обучении письменной речи ведущую роль играют зрительный вид восприятия и восприятие, связанное с моторикой руки. Следует помнить общеизвестный педагогический постулат о том, что чем больше видов восприятия задействовано в обучении, тем выше эффективность последнего.

Среди психологических явлений особое место занимает внимание, которое подразделяют на два вида: непроизвольное и произвольное. У младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, то есть ребенок легче сосредотачивается на красочных и подвижных предметах. Однако, успех учебной деятельности зависит в большей степени от произвольного внимания. Важными особенностями внимания являются способности к сосредоточéнию, распределению и переключению. Процессы внимания сильно зависят от индивидуальных особенностей ученика: у одних учеников развита способность к сосредоточенности, но плохая переключаемость, другие же легко переключаются, но плохо сосредотачиваются. Для овладения иностранным языком большое значение играет уровень развития аудитивного (слухового) и визуального (зрительного) внимания. Низкий уровень развития слухового внимания негативно влияет на качество восприятия речи на слух, а визуального внимания – на восприятие письменной речи. Организовывая учебный процесс по иностранному языку, учитель должен учитывать особенности внимания своих учеников. От этого будет зависеть сложность заданий, их разнообразие, темп и длительность работы, а также выбор оптимального способа подачи информации.

Качество овладения иноязычной деятельностью во многом зависит от мотивации. Мотив, как известно, это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека.

К основным видам мотивации относят внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внешняя мотивация возникает под влиянием потребностей общества (например, желание ученика принимать участие в международных форумах молодежи или приобрести престижную профессию). Внутренняя мотивация обусловлена характером самой деятельности (она связана с организацией самого учебного процесса по овладению языком: выбор способов обучения, учебных пособий, времени занятий и т.д.). В качестве внешних мотивов для изучения ИЯ можно выделить следующие:

1) распространенность языка в мире и его использование в качестве международного средства общения являются одной из главных причин выбора этого языка для изучения;

2) желание приобщиться к культуре говорящих на изучаемом языке часто становится немаловажным стимулом для выбора языка изучения;

3) эстетическая ценность языка – красота его звучания, по мнению ученых, также является причиной возникновения интереса к языку и массового его распространения в иноязычной среде. Например, многие изучающие французский язык отмечают его мелодичность и музыкальность;

4) представление о легкости – трудности языка также относится к субъективно-психологическим факторам возникновения мотивов в изучении языка;

5) возможность применения языка в практической деятельности, связанная с коммуникативными потребностями личности, является важным мотивом его изучения.

Как внешняя, так и внутренняя мотивация могут быть негативной (например, нелюбовь к иностранным языкам и нежелание повторить ошибку родителей, которые в свое время не выучили иностранный язык) или позитивной. Рассматривая мотивацию как важную пружину овладения иностранным языком, необходимо помнить, что мотивация относится к субъективным качествам ученика и вызывается его личными нуждами и пристрастиями. Учитель может повлиять на нее опосредованно, создавая условия, в которых у учеников возникнет личная заинтересованность в работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: