Раздел 1. Как самостоятельная дисциплина, методика преподавания иностранных языков оформилась лишь около двух столетий назад

МЕТОДИКА КАК НАУКА

Как самостоятельная дисциплина, методика преподавания иностранных языков оформилась лишь около двух столетий назад. Ещё в эпоху позднего Ренессанса, т.е. вплоть до начала 18 в., методика не была самостоятельной ветвью в педагогике. На протяжении всей эпохи Возрождения вопросами методики преподавания иностранных языков занимались почти исключительно представители общей педагогики.

Одним из первых в советской методике вопрос о научности методики поставил академик JI.B. Щерба. По его мнению, научность методики состоит в широком использовании анализа изучаемых явлений и привлечении данных смежных наук. Это, бесспорно, важно для обоснования научности методики. К сожалению, JI.B. Щерба преувеличивал роль анализа в методике, недооценивал роль синтетических исследований. Хотя никто не возьмётся оспаривать тот факт, что методика обучения иностранным языкам тесно связана с другими науками.

Ознакомьтесь с мнением М.В. Ляховицкого по этому поводу.

Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных зыков. - М., 1981.

> В чём, по мнению М.В. Ляховицкого, заключается специфика методики как науки?

«Нынешняя методика преподавания - наука стыковая: с одной стороны, она черпает свои силы, опираясь на так называемые смежные науки, о которых речь пойдет дальше; а, с другой - использует свои собственные концепции и теоретические решения, возрастание роли которых с каждым днем ощущается всё сильнее и сильнее.

Но у сравнительно молодой методики - теории обучения и науки - имеется ещё. к сожалению, немало оппонентов, которые нередко походя бросают: "А разве методика - это наука? Наука должна иметь прежде всего свои законы. А где они у вас? Вот в языкознании, скажем, есть закон "великого сдвига гласных" в германских языках или, допустим, учение о синхронии и диахронии и т.д.".

В Ответ на такие неубедительные аргументы можно заявить следующее. В связи с тем, что существуют науки древние и молодые, нет никаких основа­ний ставить их для сравнения в одну шеренгу. История языкознания, например, восходит к работам Панини, написанным ещё в IV в. до нашей эры, о фонетическом и грамматическом строе древнеиндийских языков - санскрита и частично ведического; психолингвистика, к примеру, возникла только в 50-х годах нашего столетия, а инженерная лингвистика только что заявила о своем появлении. Спрашивается, правомерно ли сравнивать эти науки по результатам достигнутого9 Разумеется, нет.»

Проблематика связи методики с другими науками подробно освещается в книге «Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в школе».

Прочтите отрывок из этого пособия и подумайте над следующим вопросом:

> Каково положение методики в системе наук?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: