Текст 3 Занятие 10. Композиционные приемы выразительности

После долгой разлуки ко мне приезжает любимый человек. В телеграмме указано: 23-е, 20.00. Сегодня именно то число. Уже половина седьмого. Я бегу с занятий как угорелая. Нужно же приготовить и себя, и комнату, и вообще все должно быть хорошо.

На часах 19.45. Через 15 минут придет поезд, а еще через 15 – 20 минут он должен уже стучаться в мою дверь. Ровно в восемь часов у меня уже было все готово.

Вдруг шаги в холле. Лицо у меня горит, руки дрожат от счастья. Звук шагов нарастает и … раздается стук в соседнюю дверь. Это к соседям. Мне становится немного душно, но я постепенно себя успокаиваю. Включаю телевизор и стараюсь понять то, о чем говорит диктор. В голове стучит одно: где? где? где? почему?

Шаги. Тяжелые шаги. Так ступает только мужчина. Я вскакиваю со стула, мельком гляжу в зеркало и замираю. Некоторое время я напряженно прислушиваюсь, и вдруг лицо мое снова обдает жаром. Да! Теперь без сомнений… Шаги из центрального холла повернули в наш. Все ближе, ближе… Стук в мою дверь. Наконец-то! Он! Приехал! Я порываюсь к двери, распахиваю ее и … На пороге стоит пожилая грузная вахтерша баба Маша.

– Тебя комендант чего-то зовет. Спустись вниз, – бросает она, не торопясь, разворачивается и уходит.

Я медленно закрываю дверь, опускаюсь на кровать. Грузные шаги бабы Маши раздаются уже в центральном холле…

А он все-таки приехал! Только на другом поезде, который приходит гораздо позже.

Занятие 10. Композиционные приемы выразительности

Терминологический минимум: экспрессивная функция языка, выразительность (экспрессивность); выразительность речи, узуально-стилевой комплекс как механизм языкового отбора, условия выразительности; эмоции, типы эмоций, эмоциогенные ситуации, классификация эмоциогенных ситуаций П. Фресса и Ж. Пиаже, общетекстовые выразительные эффекты (эффект обманутого ожидания, эффект напряжения, эффект конвергенции); средства выразительности (экспрессивности), содержательные и содержательно-формальные средства выразительности (экспрессивные ); содержательная и содержательно-формальная организация текста и ее элементы, понятие композиции, «нулевой» уровень композиции, типы композиционного развертывания (конкретизация, адаптация, аддиция, иммутация, трансмутация); композиционные приемы выразительности (проспекция, ретроспекция, ретардация, дробление, повтор, подтекст, контраст и т.д.)

Теоретические вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: