Занятие 9. Общетекстовые выразительные эффекты
и моделирование эмоциогенных ситуаций
Терминологический минимум: язык, речь, речевая деятельность, экспрессивная функция языка, выразительность (экспрессивность); выразительность речи, условия выразительности; коммуникативные качества речи; экспрессивность и эмоциональность, эмоции, типы эмоций, эмоциогенные ситуации, классификация эмоциогенных ситуаций П. Фресса и Ж. Пиаже, общетекстовые выразительные эффекты (эффект обманутого ожидания, эффект напряжения, эффект конвергенции);средства выразительности (экспрессивности), содержательные и содержательно-формальные средства выразительности (экспрессивные).
Теоретические вопросы:
1. Язык и речь в аспекте выразительности.
2. Коммуникативные качества речи.
3. Эмоции и эмоциогенные ситуации. Общетекстовые выразительные эффекты.
4. Содержательно-формальные средства моделирования эмоциогенных ситуаций.
Рекомендуемая литература:
а) обязательная (конспект):
1. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология // сб. Экспериментальная психология. М., 1975. Вып. 5. – С. 133 –145.
2. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980. – С. 52 – 59; 134 – 142.
б) дополнительная:
1. Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. М., 1991. С. 5 – 67.
2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988. – С. 181 – 187.
3. Долинин К.А. Интерпретация текста (французский язык). – М., 1985.
4. Долинин К.А. Стилистика французского языка. – Л., 1978.
Задания к практическому занятию.
Задание 1. Определите, какие типы эмоциогенных ситуаций моделируются в следующих текстах для поддержания интереса к чтению (ситуация новизны, необычности, внезапности; ситуация препятствия и конфликта мотиваций; ситуация заражения эмоцией; стрессовая ситуация). Укажите, какие эффекты воссоздаются автором (эффект обманутого ожидания, эффект напряжения, эффект конвергенции).