1. Становление рационалистической картины мира. Противоречия духовной жизни ХVП века.
2. Просвещение: основные идеи и представители. Искусство эпохи Просвещения. Художественные направления классицизма, сентиментализма.
3. Культура индустриального общества. Художественные направления романтизма, классического реализма, импресионизма, символизма.
4. Художественная культура Нового времени: многообразие стилей и направлений в искусстве.
Тесты.
1. Идейно-художественное направление в европейской культуре последней трети XIX века, характеризующееся повышенным вниманием к среде обитания людей - это
A.. романтизм
B. символизм
C. реализм
D. натурализм
2. Секуляризация - это
A. процесс активного вовлечения паствы в церковные мероприятия
B. новации в церковной архитектуре
С. процесс церковного раскола в русской культуре XVII века
D. освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния церкви.
3. В основе эстетики классицизма лежит философия
A. номинализм.
B. рационализма
С. гуманизма
D. позитивизм.
4. К представителям постимпрессионизма обычно относят
A. Ренуара. Моне, Мане, Сислея
B. Матисса, Дюфи, Вламинка
C. Дали, Танги, Миро
D. Сезанна, Ван Гога, Гогена
5. Идейно-художественное направление в европейской культуре начала XIX века, связанное с абсолютизацией чувственного начала и интересом к неординарным проявлениям человеческого существа и жизни - это
Л. романтизм
B. символизм.
C. реализм
D. натурализм.
6. Экспрессионизм имеет
A. тяготение к графическим формам самовыражения
В. крайне разнообразные средства самореализации
C. строго ограниченную цветовую гамму
D. строгую, легко узнаваемую систему самовыражения
7. Теоретиком и практиком эстетики натурализма в литературе и театре был
A. Дени Дидро
B. Эмиль Золя
C. Александр Дюма
D. Оскар Уайльд
8. Направление в искусстве, сформировавшееся го Франции в 60 -70 годы. XIX века,
стремящееся запечатлеть мир во всей его подвижности и изменчивости, получило
название
A. романтизм.
B. постимпрессионизм.
C. импрессионизм.
D. реализм.
Дополнительная литература
1. Быстрова, А. Н. Мир культуры (Основы культурологии): учеб. пособие для вузов/ А. Н. Быстрова. - М.; Новосибирск: Маркетинг: ЮКЕА, 2000. - 680 с.
2. История Европы. В 8 т. Т.4. Европа Нового времени. - М.: Наука, 1994. - 509 с.
3. Искусство Западной Европы. Италия. Испания: энциклопедический словарь. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. - 383 с.
4. Ионин, Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учеб. пособие для вузов / Л. Г. Ионин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000. - 432 с.
5. Малая история искусств. Искусство ХVШ века. /. - М.: Искусство, 1977. - 372 с.
6. Монархия и народовластие в культуре Просвещения. / РАН; Науч. совет по истории мировой культуры; Комиссия по культуре Просвещения; Ин-т всеобщей истории. - М.: Наука, 1987. -? с.
7. Человек эпохи Просвещения / РАН; Ин-т всеобщей истории. - М.: Наука, 1999. - 223 с.
8. Культура Реформации как парадигма европейской культуры Нового времени // Очерки по истории мировой культуры: учеб. пособие для вузов / под ред. Т. Ф. Кузнецовой. - М., 1997. - Гл. 3. - С. 211-243.
9. Человек и картина мира в поэтике барокко // Культурология: дайджест/ ИНИОН РАН. - 1999. - № 3. - С. 34-42.
10. Кузнецова, Т. В. Проблема народности в духовном наследии народников / Т. В. Кузнецова // Философия и общество. – 2005. - № 1. – С. 81-92.