Глава 13. Язычество древних славян

Истоки славянской культуры.

Земледельческие культы древних славян.

Нестор и его «Повесть временных лет» о жизни славян.

Концепции материальной культуры древних славян: «охотничья» (Н. А. Рожков), «земледельческая» (М. Н. Покровский).

Духовная культура древних славян. Истоки славянской мифологии.

Политеистический пантеон древнеславянских богов.

Род и Раженицы.

Древнеславянская магия. Институт языческих волхвов.

Язычество в системе русской национальной культуры.

Труды о культуре древних славян академика Б. А. Рыбакова.

До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Язычество – от «языки» (племена); это слово объединяет в себе принцип веры различных родоплеменных союзов. Славянское язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы космоса и природы; другие – в силы Рода и Рожаниц, третьи – в души умерших предков, в духов; четвертые – в тотемных животных–пращуров и т. д. Жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов, а о контактах с низшими демонами земли, об избавлении людей от их вредного влияния и о получении от них разных услуг заботились "вольнопрактикующие" волхвы. Место жертвоприношения – капища, позднее в центре капища стали ставить изображения богов- идолов.

Важнейшим праздником славян был праздник встречи нового года – рождения нового солнца в конце декабря. Это событие получило у наших предков греко-римское название «коляда» (лат. Сalendae – первый день наступившего месяца). Полную победу вновь явленного громовника над зимой – «смертью» – в день весеннего равноденствия справляли обрядом похорон Марены. Божество солнца, провожаемого на зиму, называли Купала, Ярило и Кострома. Во время праздника соломенное чучело этих божеств или сжигали, или топили в воде.

Архаические народные праздники вроде новогодних гаданий, масленицы, «русальной недели» сопровождались заклинательными магическими обрядами, молениями богам о благополучии, избавлении от нечисти. Для новогоднего гадания об урожае использовались особые сосуды – чары. На них изображали символы 12-ти месяцев.

При воцарении в Киеве Владимира Красное Солнышко была проведена своеобразная языческая реформа. Стремясь поднять народные верования до уровня государственной религии, рядом со своими теремами, на холме, князь приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши.

По мнению ряда историков, лингвистов, древнейшей славянской письменностью была узелковая. Знаки её не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память о древнем узелковом письме осталась в языке и фольклоре. Мы до сих пор говорим: «завязать узелок на память», «нить повествования», «хитросплетения сюжета». Помимо узелковой письменности, видимо, существовала азбука, основанная на греческом алфавите.

Период письменной жреческой культуры, возможно, начался у славян задолго до принятия христианства, в древности узелковая письменность была распространена достаточно широко. Узелковым письмом «кипу», «вампум» пользовались инки и ирокезы; письмо «цзе-шин» знали в древнем Китае. Финны, угры, карелы, проживавшие со славянами на северных территориях России, имели узелковую письменность.

Узелково-языческая письменность очень сложна. Доступная лишь избранным – жрецам и высшей знати, она являлась священным письмом. По мере распространения христианства и угасания древней культуры славян вместе с жрецами–волхвами погибли и эти знания, «завязанные» узелковым письмом. Очевидно, что узелковая письменность не могла соперничать с более простой, логически совершенной системой письма, основанной на кириллице.

Православие стало вытеснять древнюю культуру и веру славян не ранее XII в. – много позднее, чем у других европейских народов. До этого она существовала не менее полутора тысяч лет. Наследие столь мощного пласта славянской архаики заявляло, продолжает заявлять о себе и со всей очевидностью, и исподволь: в образе мышления; стиле, фразеологии речи; мимике и жестах; неосознаваемых движениях души, соприкасающейся с миром родной природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: