Коррекционно-развивающие задачи. 1. Продолжать учить ребенка решать логические задачи

1. Продолжать учить ребенка решать логические задачи. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.

2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Ш] и [Ж].

3. Продолжать учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки звуко-слогового анализа.

4. Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структуры.

5. Познакомить ребенка с правилом правописания ШИ, ЖИ.

6. Учить преобразовывать слова.

Задание 1. Взрослый предлагает ребенку послушать внимательно, подумать и решить следующие логические задачи:

— На Олином платье были нарисованы три яблока и две вишенки. Одну вишню и два яблока съели. Сколько осталось?

— Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок?

— Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два мальчика. Сколько всего детей идет в лес?

Задание 2. Дифференциация звуков [Ш] — [Ж].

Дидактическое упражнение «Узнай по описанию».

Взрослый просит ребенка отгадать описательные загадки и выполнить задания:

— Это предмет. Он нужен для рисования. Он может быть разным по цвету: простым или цветным (красным, синим, зеленым...). Назови это слово и последний звук в нем. (Карандаш.)

— Это животное жарких стран. Оно питается листьями деревьев, травой. У него очень длинная шея. Назови все слово и первый звук в нем. (Жираф.)

Сравнить артикуляцию звуков [Ш] и [Ж] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»), вспомнить характеристику звуков [Ш] и [Ж], обозначение.

Задание 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]»:

ж, ш, ш, ж...; жа, ша, шо, жо...; Жора, шуба, кошка, ежик...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ша-жа, шо-...; жу-шу, жи-...

Повторить за взрослым серию слогов:

жа-жа-ша, ша-жа-жа, жа-ша-жа, ша-жа-ша, жа-ша-ша, ша-ша-жа.

Задание 4. Взрослый называет слово целиком, а ребенок называет его по слогам (упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры; объяснить ребенку значение незнакомых слов, составить с каждым словом предложение):

дирижабль, кораблекрушение, пожарный, жеребенок, штукатур, дирижер, маршировать, шлагбаум, путешествие, дирижировать...

Задание 5. Закончить слово подходящим слогом:

ШИ (ЖИ): каранда..., клави..., эта..., вельмо..., экипа..., камы...

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в них звуков [Ш] и [Ж]):

машина, ежевика, кожура, крыжовник; камыши, пирожок, школьник, уши.

Задание 6. Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии которых есть звук [Ш], и предметы, в названии которых есть звук [Ж].

Взрослый произносит слово целиком, а ребенок называет его по звукам:

жаба [ж а б а], шуба [ш у б а]...

Заменить звук [Ш]на звук [Ж] в словах. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения:

Шар — жар, шить —..., шаль —..., шитье —..., уши —..., Луша —..., машет —..., нашивка —...

Задание 7. Вспомнить загадки, чистоговорки на звуки [Ш] и [Ж] (см. темы №30, 31).

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [Ш] и [Ж].

Задание 8. Дидактическое упражнение «Подари подарки Жене и Шуре» (вспомнить слова со звуками [Ш] и [Ж]).

В предложениях найти слова со звуками [Ш] и [Ж]:

Женя моет уши. У Шуры желтый жакет. Женя нашел ежика. Шура и Жора идут в школу.

Задание 9. Выучить скороговорки:

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Какие звуки часто в них слышатся?

Задание 10. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначаются звуки [Ш] и [Ж].

Взрослый объясняет ребенку правило: «ЖИ и ШИ пиши с буквой И» и просит его запомнить.

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки, запись каждого слова по памяти печатными буквами:

ужи — уши — Луша — лужа.

Чтение, списывание, запись предложений по памяти:

У Луши ужи. У Луши жук.

Тема № 33. Звуки [С] — [Ш]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: