Финансовая система. Финансовая система состоит

Финансовая система состоит:

- государственных финансов;

- финансов предприятий всех форм собственности;

- финансов населения;

- финансов общественных организаций.

Таким образом под финансовой системой подразуме-ваются не деньги, а экономические отношения, возни-кающие при создании, распределении и использовании прибыли и накоплений.

Основой финансовой системы являются финансы пре-дприятий. Всем предприятиям необходимо решать проблемы организации финансов. Эта задача вытекает из того, что предприятиям необходимо получать при-быль, необходимую для расчетов с бюджетом (НДС, налог на прибыль, отчисления в фонды соц. мероприя-тий, страховые платежи, налоги в местные бюджеты и т.д.).

При составлении финансовых планов необходимо учесть следующее

- платежеспособность;

- рентабельность капитальных вложений;

- сбалансированность рисков;

- приспособленность к требованиям рынка;

- граничная рентабельность.

Основой решения финансовой политики предприятия является планирование прибыли. При этом необходимо четко помнить, что существует валовая прибыль – это прибыль до погашения налоговых обязательств. Чистая прибыль это прибыль после оплаты всех обязательств.

ПВ = Д(В) – Р, где:

- ПВ – валовая прибыль;

- Д(В) – доходы (выручка);

- Р – разходы.

Пч = ПВ – Н, где:

Пч – прибыль чистая

Н – налог на прибыль

Чистая прибыль должна распределяться, в свою очередь, на две части:

- оплата дивидендов;

-расширение производства.

Важное место в финансовой системе принадлежит фи-нансовому рынку, который обеспечивает:

- обмен валют различных стран мира;

- предоставление предпринимателям (фирмам) кре-дитов.

Кредиты бывают:

- краткосрочные (до трех месяцев);

- среднесрочные (1-8 лет);

- долгосрочные (10 и более лет).

Для получения кредита необходимо:

- заявление на выделение кредит;

- программу под кредит;

- различные формы гарантий;

- договор на страхование кредитных операций.

7.2. Финансовый рынок.

Финансовый рынок состоит из банков.

Банки – это кредитно-финансовые учреждения, осу-ществляющие операции по привлечению свободных де-нежных средств, посредничество в платежах, предостав-ление кредитов.

Сегодня практически во всех странах мира существует двухуровневая банковская система. Первый уровень это национальный банк. Его основными функциями являя-ются денежная эмиссия, регулирование денежного обо-рота, реализация официальной денежно – кредитной и валютной политики. Второй уровень состоит из депо-зитных, инвестиционных, ипотечных, сберегательных банков и страховых и пенсионных фондов.

Депозитные банки осуществляют прием депозитов и выдают кратковременные кредиты.

Инвестиционные банки – размещают собственные и привлеченные средства в ценные бумаги, являются посредниками между Ф и вкладчиками на длительный срок.

Ипотечные банки долгосрочные кредиты под залог недвижимости.

Сберегательные банки – обслуживание населения.

7.3. Лизинговые компании.

Кроме денежного финансирования существует и дру-гие способы финансирования: один из них это лизинг.

Лизинг – это долгосрочная аренда машин и оборудова-ния. Стоимость лизинга складывается из амортизации и процентов за услуги.

Существуют следующие виды лизинга:

- лизинг с неполной оплатой – срок договора мень-ше чем амортизационный ресурс.

- лизинг со специальным обслуживанием; лизинго-датель полностью отвечает за ремонт, обслуживание и другие обязательства, связанные с правом собствен-ности

- лизинг с полной оплатой т.е. срок договора равен сроку амортизации.

- раздельный лизинг – финансовый лизинг, когда лизинговая фирма обезпечивает только часть операции, являясь собственником и сохраняя за собой право собст-венности. Вторая часть денежных средств предостав-ляется кредитом банка.

- обратный лизинг – собственник передает свое иму-щество лизинговой фирме, а потом берет его в лизинг.

7.4. Факторинговые фирмы.

Во многих случаях деньги нужны сегодня, а долги не возвращают. В таком случае долги можно продать фак-торинговой фирме. В результате такой операции в тече-нии 2х-3х дней фирмы получают от 70% до 90% суммы своих долгов. При этом составляется договор и дебито-рам сообщается, что они должны не кредитору, а факторинговой фирме.

7.5. Страховые компании.

Страховые компании занимаются накоплением денеж-ных средств для возмещения ущерба. Страхование бы-вает государственным и негосударственным. Страховые компании могут осуществлять следующие виды страхо-вания:

- личное (несчастные случаи, медицина);

- имущественное (транспортные средства, грузы, финансовые риски);

- ответственности;

- обязательное.

7.6. Фондовый рынок.

Фондовый рынок или рынок ценных бумаг подразде-ляется на первичный и вторичный. На первичном про-исходит размещение новых ценных бумаг акционерных обществ, правительственных и муниципальных органов. На вторичном осуществляется купля – продажа ранее выпущенных ценных бумаг на фондовых биржах.

Фондовая биржа – акционерное общество, которое сосредотачивает спрос и предложение ценных бумаг, формирует их биржевой курс.

Ценная бумага – это денежный документ свидетельст-вующий о праве на владение или предоставление креди-та и определяет взаимоотношения между личностью, выпустившей этот документ и его собственником.

7.7. Налоговая система.

8. РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ.

8.1. Виды рисков.

В условиях рыночной экономики риск – ключевой, важнейший элемент предпринимательства. Предприни-матель, что умеет вовремя рисковать, чаще всего оказы-вается вознагражденным.

Риском принято считать «действие на нрав в надежде на счастливый случай». Характерные черты риска – нео-пределенность, неожиданность, неуверенность, предпо-ложение, что успех придет.

В условиях политической и экономической неустойчи-вости степень риска значительно растет.

Риск – возможность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе реализации планов и выполнения бюд-жетов предприятия.

В средствах массовой информации постоянно рекла-мируются предложения мелких и средних фирм, кото-рые пытаются поправить свое финансовое положение за счет операций на рынке, основанных на финансовой компетентности предпринимателей. Чтобы перебороть следствия риска, нужные не только смекалка и опыт; но и достаточное количество финансов. Фирмы-консуль-танты, поставщики средств производства, да и подряд-чики, как правило, имеют ограниченные денежные ре-сурсы компенсации риска, потому высокая степень рис-ка проекта вынуждает разработчика искать способы его снижения.

В предпринимательской деятельности важно правиль-но распределить риски и между контрагентами. Ответ-ственным за риск повинный стать тот компаньон проек-та, что лучше других может рассчитывать и контроли-ровать риски.

Распределение риска реализуется при разработке фи-нансового плана проекта и договорных документов.

Распределение риска между участника ми проекта мо-жет быть качественным и количественным. Количест-венное распределение риска допускает использование концептуальной модели, которая базируется на стан-дартных методах решений, основой которых является дерево вероятностей и решений, используемое для уста-новления их последовательности.

Качественное распределение риска, предусматривает принятие ряда решений участниками проекта, направ-ленных на увеличение или уменьшение числа потенциа-льных инвесторов, которое зависит от доли риска, кото-рый участники хотят переложить на инвестора. Однако это затрудняет разработчикам проекта привлечения опытных инвесторов. Участники переговоров должны обнаруживать максимум гибкости в решении вопроса о доли риска, который они согласны принять на себя.

Основные виды риска: производственный, коммерчес-кий, финансовый (кредитный), инвестиционный и рыночный.

Производственный риск связан с производством и реализацией продукции (работ, услуг), осуществлением любых видов производственной деятельности.

Этот вид риска наиболее чувствителен к изменению намеченных объемов производства и объема реализации продукции, плановых материальных и трудовых расхо-дов, изменению цен, браку, дефектности изделий и др.

В современных условиях производственный риск бо-льшой, поэтому производственная деятельность стала наиболее рисковой.

Составные производственного риска:

- риск невыполнения хозяйственных договоров;

- риск изменения конъюнктуры рынка, усиления конкуренции;

- риск возникновения непредвиденных расходов;

- риск потери имущества предприятия.

Причиной невыполнения; хозяйственных договоров часто есть неплатежеспособность партнеров. При этом неплатежеспособность одного партнера негативно вли-яет на всех предпринимателей, задействованных в дан-ной цепи: отказ партнера от заключения договора после завершения переговоров; заключении договоров с неп-латежеспособными партнерами; частичное невыполне-ние партнером договорных обязательств и др.

Одной из основных причин изменения конъюнктуры рынка, усиления конкуренции, может быть несовершен-ная маркетинговая политика. Неправильный выбор рын-ков сбыта, неточная информация о конкурентах, вытек секретной информации о конкурентах, наконец, недоб-росовестность конкурентов, – все это может негативно отразится на результатах деятельности предпринима-теля.

В современных кризисных условиях увеличения цен на те или другие ресурсы и услуги приводит к возникно-вению непредвиденных расходов. Предупредить этот вид риска можно путем тщательного анализа и прогнозирования конъюнктуры на рынке ресурсов.

Основные причины, которые влияют на риск потери имущества предприятия, – разного рода стихийные бед-ствия (землетрясения, наводнения, пожары и др.), ава-рийные ситуации на производстве, а также хищение имущества как работниками предприятия, так и посто-ронними лицами. Избежать этих потерь или максима-льно снизить их уровень можно путем страхования иму-щества, а также установлением строгой имущественной ответственности, твердой охраны территории предприя-тия.

Коммерческий риск возникает в процессе реализации закупленых предпринимателем товаров и в процессе предоставления услуг. По коммерческому риску необхо-димо учитывать такие факторы, как невыгодное измене-ние (повышение) цены закупаемых средств производст-ва, уценки, по которой реализуется продукция, потеря товара в процессе обращения, повышения расходов обращения.

Финансовый риск может возникнуть при осуществле-нии финансового предпринимательства или финансовых (денежных) соглашений. На финансовый риск рядом с факторами, характерными для других видов предприни-мательского риска, влияют и такие, как неплатежеспо-собность одной из сторон финансового соглашения, ограничения, на валютно-денежные операции и тому подобное.

Причиной инвестиционного риска может быть обесце-нение инвестиционно-финансового портфеля, который состоит из собственных приобретенных ценных бумаг.

Рыночный риск связан с возможным колебанием ры-ночных процентных ставок, национальной денежной единицы или курсов заграничных валют, а возможно, то и другое одновременно. Любой риск зависит от парт-неров по соглашению. Для принятия решения о целесо-образности участия потенциальных партнеров в осу-ществлении проекта проводят анализ риска.

Потери от риска в предпринимательской деятельности подразделяют на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.

Материальные потери – это не предусмотренные про-ектом расходы или прямые потери материальных объек-тов в натуральном выражении (дома, сооружения, передаточные устройства, продукция, полуфабрикаты, материалы, сырье, комплектующий изделия).

Трудовые потери – потери рабочего времени, вызван-ные случайными или непредвиденными обстоятельст-вами.

Финансовые потери возникают в результате прямого денежного убытка (не предусмотрены предпринима-тельским проектом платежи, штрафы, выплаты за просроченные кредиты, дополнительные налоги, потеря средств или ценных бумаг). Они могут быть также резу-льтатом неполучения или недополучения денег предус-мотренных проектом, невозвращения долгов и др.

Потери времени возникают в том случае, если процесс предпринимательской деятельности идет медленнее предусмотренного проектом (измеряются часоми, сутками, декадами, месяцами и так далее).

К числу специальных видов потерь можно отнести: по-тери, связанные с нанесением убытка здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя и другие неблагоприятные социально и морально пси-хологические факторы. Особенная группа специальных видов потерь – потери от влияния непредвиденных фак-торов политического характера. Они вносят путаницу в сформированные экономические условия жизни людей, нарушают ритм производственно-хозяйственной деяте-льности, порождают повышенные расходы живого и овеществленного труда, снижают прибыль. К типичным источникам политического риска можно отнести: снижение деловой активности людей, снижения уровня трудовой и исполнительской дисциплины, невыполне-ния принятых законодательных актов, нарушения пла-тежей и взаиморасчетов, неустойчивость налоговых ста-вок, принудительные отчисления и платежи, которые не имеют обоснованного экономического содержания, отчуждения имущества или средств.

8.2. Риски при финансировании проекта.

При решении вопросов финансирования проекта учет рисков – одно из наиболее важных условий эффектив-ности его выполнения, которое обеспечивает решение двух основных задач:

- обеспечение потока инвестиций, необходимых для планомерного выполнения проекта;

- снижение капитальных расходов и риска проекта за счет оптимальной структуры инвестиций и получения налоговых преимуществ.

План финансирования проекта необходимо учесть сле-дующие виды рисков:

- риск нежизнеспособности проекта;

- налоговый риск;

- риск неуплаты задолженностей;

- риск незавершения строительства.

Риск нежизнеспособности проекта должен гарантиро-вать, что предполагаемые доходы будут достаточными для покрытия расходов, выплаты задолженностей и обеспечения окупаемости, любых по размеру капиталь-ных вложений.

Наилучший вариант проекта можно выбрать по фор-муле приведенных расходов:

З + Ен К,

где З – себестоимость продукта

К – капитальные вложения (удельные)

Ен – нормативный коэффициент эффективности испо-льзования капитальных вложений.

Нормативный срок окупаемости, капитальных вло-жений.

Tок.н=1/Ен. Финансирование проекта должно удовлет-ворять существующим тестам на надежность, чтобы определенные инвесторы, например страховые компании, получили возможность осуществлять инвес-тиции в проект.

Налоговый риск предусматривает невозможность га-рантировать налоговую скидку, если проект не вступит в эксплуатацию к предусмотренному сроку; потерю выигрыша на налогах, если участники прекратили ра-боты над уже функционирующим, но экономически не оправдавшим себя проектом; изменение налогового законодательства; решения налоговой службы, которые снижают налоговые преимущества в результате осуще-ствления проекта.

Риск неуплаты задолженностей может зависеть от краткосрочного падения спроса на произведенный про-дукт или возникает в результате снижения цен на него через перепроизводство. Чтобы такие колебания не пов-лияли на жизнеспособность проекта, ежегодные доходы от его осуществления должны перекрывать максималь-ные годовые выплаты по задолженности.

Возможны следующие меры снижения риска от неуп-латы платежей: использование резервных фондов, про-изводственные выплаты, дополнительное финансирова-ние, кредиты.

Риск незавершения строительства должен быть гаран-тированный участниками строительства и инвесторами. Если в проекте использованы новый технологический процесс или ноу-хау, инвестор может потребовать бе-зусловных гарантий завершения строительства, пос-кольку такие проекты значительно дороже, чем сначала предусматривалось.

8.3. Страхование рисков.

Страхование риска – передача ответственности за определенные риски страховой компании. Да, при глу-бокой реконструкции большого промышленного пред-приятия могут быть использованы два основных спо-соба страхования:

- имущественное страхование;

- страхование от несчастных случаев.

Имущественное страхование – страхование риска исполнителя и собственности подрядчика, стандартного или нестандартного оборудования, технологической оснастки.

Страхование от несчастных случаев допускает страхо-вание общей гражданской и персональной ответствен-ности.

8.4. Пути и методы снижения риска в деятельности предпринимателя.

Основные способы уменьшения риска:

- привлечение разработке проекта компетентных партнеров, компаньонов и консультантов;

- глубокая предпроектная проработка сопутствую-щих проблем;

- прогнозирование тенденций развития рыночной конъюнктуры, спроса, на данную продукцию или услуги;

- распределение риска между участниками проекта, его соисполнителями;

- страхование риска;

- резервирование средств на покрытие непредвиден-ных расходов.

При принятии решений, связанных с риском, предпри-ниматель должен учитывать объективные и субъектив-ные факторы. Лицо, которое начинает дело связанное с риском, должно иметь такие качества, как оригиналь-ность мышления, агрессивность, самостоятельность и др. Большинство психологов считают, что склонность к риску или его неприятие не является свойствами лич-ности. Отношение к риску определяется главным обра-зом внешними условиями или некоторыми индивидуа-льными и психологическими особенностями человека, например такими, как агрессивность или уровень тре-воги, стресс. Вместе с этим психологические исследова-ния показали, что большинство других черт личности, например эгоизм, конформизм и так далее, не влияют на принятие решений, связанных с риском.

При принятии решений, связанных с риском, одни предприниматели, способные выдвигать несколько аль-тернативных решений, обычно уверенны в собственные силы, обладают большой стойкостью к стрессу, уста-новкой на внешнее окружение (экстравертность); дру-гие предприниматели имеют противоположные качест-ва: неуверенность в себе, невысокую стойкость к стресс-су, экстравертностью (установкой на внутренние моти-вы), что не способствует выработке альтернативных решений.

Чтобы организовать в современных условиях доходное дело, предприниматель должен иметь высокую про-фессиональную подготовку, а также необходимые зна-ния в области экономики, политики, психология, юриспруденции, организации производства, и уметь сотрудничать с учеными, специалистами по маркетингу, владельцами капитала. За рубежом специалистов, кото-рые обладают такими качествами, считают цветом на-ции, деловым потенциалом страны.

При принятии решений могут возникать информа-ционные перегрузки, тогда принятию решения в нуж-ный срок могут помешать насыщенный поток информа-ции об окружающей обстановке или недостача инфор-мации Информационные перегрузки блокируют работу по принятию решений, вызывают ее осложнение.

Предельные случаи решений, связаных с риском, – пе-рестраховка и авантюризм. При перестраховке риск сво-дится к нулю, авантюризм приводит к максимально воз-можному риску. Перестраховка может привести к заниженному эффекту, авантюризм – к неполучения запланированного результата, вызванного избыточным риском. Необходимо оптимальное решение, что должно, содержать обоснованный расчетом риск. Стоит исполь-зовать преимущества научного прогнозирования. Обос-нованный риск почти всегда полезный. Он повышает эффективность предпринимательской деятельности.

Решение – основа управления, выбор лучшего способа действий из нескольких возможных. Под оптимальным решением стоит понимать такое, которое находится между хорошим и наилучшим. Оптимальное решение должно отвечать условиям производства, быть пригод-ным и приемлемым для работы, а также обеспечивать низкую степень риска и достижение проектных резуль-татов. Оптимальное решение – это достижение предпри-нимателем главного результата своего труда.

Принятие правильного решения – залог успеха деяте-льности предпринимателя, потому что оно значительно снижает степень риска и позволяет получить высокий конечный результат. Принятие управленческих реше-ний должно подчиняться правилам, основные из кото-рых были сформулированы американским социологом М. Рубинштейном:

1. Прежде чем вникать в детали, постарайтесь получи-ть представление о проблеме в целом.

2. Не принимайте решения, пока не рассмотрите воз-можные варианты.

3. Сомневайтесь – даже общепринятые истины долж-ны вызывать недоверие, не бойтесь опровергать их.

4. Пытайтесь взглянуть на проблему, которая стоит перед вами, из самих различных точек зрения, даже если шансы на успех кажутся минимальными.

5. Ищите модель или аналогию, которая поможет вам лучше понять сущность решаемой проблемы. Исполь-зуйте диаграммы и схемы. Они позволят схватить слож-ную и большую проблему буквально одним взглядом.

6. Задавайте больше всего вопросов себе и партнерам. Правильно заданный вопрос может иногда радикально изменить содержание ответа.

7. Не удовлетворяйтесь первым решением, которое придет в голову. Постарайтесь найти его слабые места. Попробуйте найти другие решения данной проблемы и сравните их с первыми.

8. Перед принятием окончательного решения погово-рите с кем-нибудь о своих проблемах.

9. Не пренебрегайте своей интуицией. Ведущая роль логического мышления в анализе проблем не подлежит сомнению, но нельзя приуменьшать и значение интуи-ции.

10. Помните, что каждый человек смотрит на жизнь и возникающие постоянно проблемы с своей особенной точки зрения.

  1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

1. Формы совместного международного предпринима-тельства.

Кроме международного предпринимательства, связан-ного с основными формами международных экономии-ческих отношений (мировой торговлей, вывозом ка-питала, международной миграцией рабочей силы), в пределах мирового хозяйства функционируют и разви-ваются отдельные формы общего предпринимательства. К ним принадлежат, прежде всего, свободные экономи-ческие зоны, технополисы, оффшорные компании и сов-местные предприятия.

2. Сущность и структура свободных экономических зон.

Свободная экономическая зона (СЕЗ) – форма органи-зации хозяйственной деятельности на определенной части территории страны, в пределах которой уста-навливаются особенные правила экономической деяте-льности.

На территории СЕЗ действуют льготные налоги, таможенные, валютно-финансовые и другие соответст-вующие условия деятельности как для национальных, так и зарубежных, субъектов предпринимательства. Целью создания СЕЗ является привлечение иностран-ных инвестиций, появление новых рабочих мест, освое-ния и внедрения в производство прогрессивных техно-логий, увеличения производства товаров на экспорт и для потребностей внутреннего рынка, развитие рыноч-ной инфраструктуры, обмен передовым управленческим опытом, и др. В международной практике насчиты-вается свыше 20 разновидностей СЕЗ: таможенные, бес-таможенные, экспортные, производственные, внешне-экономические, совместные предприятия и тому по-добное. Они могут быть как комплексными, так и опре-деленного функционального типа – транзитные, тамо-женные, экспортные, банковские, туристические и др.

Да, в свободных торговых зонах создается льготный экспортно-импортный режим для перевозки, обработки и хранения грузов. Составными элементами таких зон являются свободные порты, бестаможенные составы, транзитные зоны и тому подобное. В Украине первый свободный порт был создан в Одессе в 1817г. Такие порты, как правило, превращались на СЕЗ.

В 84 странах мира в настоящее время насчитывается свыше 1000 СЕЗ разных типов, на которые приходится почти 20% общего мирового торгового оборота. Только в США существует около 240 зон свободной торговли. Особенностью СЕЗ у США является повышение пред-принимателями цены на товар при отсутствии пошлин и других налогообложений. СЕЗ создаются на разной по размеру территории. В Китае, например, они занимают площадь от 300 до 35 тыс. км, охватывают целые города приморского пояса. В Бразилии СЕЗ занимает терри-торию 3,6 млн.км.кв.

СЕЗ ускоряет развитие отдельных регионов и эконо-мику страны в целом, повышают эффективную заня-тость населения, уровень жизни, способствуют установ-лению тесных экономических связей между странами и тому подобное. Для инвесторов выгода от СЕЗ заклюю-чается в уменьшении расходов на рабочую силу, сырье, энергоносители и др.

В странах с разным уровнем развития экономики СЕЗ создают с разной целью. В развитых странах – прежде всего для содействия национальным компаниям в выходе на внешние рынки сбыта и расширении их. В слаборазвитых – с целью привлечения иностранных инвестиций и в то же время передовых технологий и тому подобное. Благодаря созданию СЕЗ льготные усло-вия их деятельности в некоторых странах распростра-няются на расположенных поблизости регионы и отде-льные предприятия, а определенные типы и разновид-ности таких зон начинают частично выполнять функции более развитых.

В октябре в 1992 г. Верховная Рада Украины приняла Закон «Об общих принципах создания и функциониро-вания специальных (свободных) экономических зон». В данном законе отражена процедура создания СЕЗ на территории нашего государства, но вопрос управления, изменения налогового, таможенного, правового режима изложены недостаточно. Поэтому необходимо в первую очередь усовершенствовать законодательную базу, принять государственную программу регионального развития, а также разработать и принять методику технико-экономического обоснования целесообразности создания таких зон. Целесообразно создать в Украине несколько СЕЗ всех типов с целью изучения механизма их функционирования.

Наиболее благоприятные условия для создания СЕЗ – в Закарпатье, Одессе, Львовской области, Крыму, Донецке, Харькове. Для этого необходимо сформиро-вать стабильное и совершенное законодательство, преж-де всего обеспечить гарантии неприкосновенности иностранного капитала, эффективное страхование ино-странных инвестиций, предоставить рациональные льготные условия отечественным и иностранным инвесторам.

Наиболее развитым типом СЕЗ являются технополисы.

9.3. Технополисы и опыт их создания в развитых

Технополис – наивысшая форма интеграции произво-дительных сил (в частности, человека, науки, техники, информации), венчурного капитала, финансово-кредит-ных институтов и государства, в процессе производства с целью ускоренного развития отсталых регионов, углубления НТП и создание более совершенного общества.

Основными структурными элементами технополисов являются научно-исследовательские институты, круп-ные компании, инвестиционные банки, венчурные пред-приятия, консультационные фирмы с проблем управ-ления, вычислительные центры, государственные орга-ны. Эти элементы располагают в промышленных зонах, научных городках и жилых квартирах. В узком значе-нии технополисы являются центрами новейшей техно-логии.

Самым известным технополисом является «Силиконо-вая долина» в Калифорнии, на территории которой рас-положены предприятия 17 наибольших фирм элект-ронной промышленности США. Он возник без прямого государственного планирования и производства.

В Японии с целью заимствования опыта США и реа-лизации собственных идей была сформирована концеп-ция технополисов, в которой под руководством госу-дарства соединены три стратегических цели: 1) проведение исследований в сфере наукоемких техно-логии; 2) реализация японских программ регионального развития; 3) заимствование передового опыта процесса нововведений «Силиконовой долины». Стержнем этой концепции является национальная стратегия научно-исследовательских работ, цель которой – развитие но-вейших технологий укрепления позиций Японии, в международной конкуренции.

Для реализации этих целей Министерство внешней торговли и промышленности Японии сформулировало такие основные принципы выбора проектов технопо-лисов, на которые был объявлен конкурс: 1) площадь технополисов должна быть меньше 500 квадратных миль; 2) место расположения должно быть в пределах 30 минут езды от города с населением не менее 150 тыс. человек. Эти принципы были заложены в Законе о технополисах, который принял японский парламент в 1983 г. В отличие от «Силиконовой долины» в США, где предприятия электронной промышленности скон-центрировались в результате льготных законов налого-обложения, выполнения военных заказов, технополисы в Японии должны служить средством перераспреде-ления населения, доходов и передовых технологий, в интересах бедных районов.

Компании, которые вкладывают средства в строи-тельство технополисов, получают налоговые льготы, стимулирующие субсидии и финансовые стимулы. Го-сударство, в частности, осуществляет политику уско-ренной амортизации (30% для оборудования в течение первого года его эксплуатации и 15% для зданий и сооружений в зоне технополисов), которая сопровож-дается получением налоговых льгот, вкладывает до 30% всех капиталовложений в сооружения и оборудование для общих проектов научно-исследовательских работ с местными промышленными исследовательскими лабо-раториями. Кроме того, предоставляются льготы при уплате местных налогов, которые предусматривают ль-готный режим при наличии амортизации, скидку за эко-номию электроэнергии и контроль за загрязнением окружающей среды, льготы, на основной капитал, при-обретение недвижимости. Специальные дотации пре-доставляются на создание рабочих мест. Японский банк развития предоставлял кредиты под низкие проценты на новые технологии, на экономию электроэнергии и контроль над загрязнением окружающей среды.

С помощью профектур были созданы некоммерческие ассоциации содействия развитию технологий и техно-центры, которые проводят промышленные обследова-ния, предоставляют кредиты под низкие проценты. Кроме того, в отдельных технополисах для исследова-телей, которые приезжают строить дома бизнеса, оказы-вают помощь венчурным предприятиям, ведут поиск та-лантливых научных работников. Для связи технополи-сов с главными (материнскими) городами создают информационные сети, то есть общенациональные сети оптововолоконных кабелей и спутников связи. Минис-терство внешней торговли и промышленности в некото-рых технополисах содействует развитию кабельного телевидения, применению телетекстов, видеокассет, до-говорных сетей, спутникового телевидения, и прове-дению видеоконференций, обеспечивает (вместе с Ми-нистерством почт и телекоммуникаций) доступ техно-полисов к банкам данным, научно-технической, ком-мерческой информации. Кроме того, программа предус-матривает внедрение новой системы домашней, дело-вой, дорожной и медицинской информации. С целью со-действия обмену информацией (относительно марке-тинга, наличию рабочих мест, партнеров, для венчур-ных предприятий и тому подобное) и технологиями министерство пытается объединить университеты стра-ны, исследовательские лаборатории, банки, местные и иностранные фирмы, маклерские конторы и другие организации.

Японским вариантом «Силиконовой долины» являют-ся технополисы в городе Нагаока. Основными отрасля-ми развития избрано мехатронику (новые гибридные технологии), коммерческие информационные услуги и агробизнес. На первом пятилетнем этапе программы стимулировали развитие автоматизированного произ-водства на основе ЭВМ и роботов, гибких производст-венных систем, а также новых металлов и сплавов, электронного сельскохозяйственного оборудования и медицинской электроники. В сфере агробизнеса прово-дили работы по создания новых пищевых продуктов и спиртных напитков. С этой целью местных фермеров учили новым методов ведения растениеводства. В сфере коммерческой информации создавали фирмы, которые предоставляли услуги архитектурные, инженерные, с программирования и др. На втором этапе эти направле-ния деятельности приобрели более полное развитие. Кроме того, создавали коммунальные, природоохран-ные и промышленно конструкторские фирмы, предп-риятия для изготовления биохимических удобрений и др. На третьем этапе (1992 – 2000 гг.) проведено разви-тие таких новых наукоемких отраслей, как биотехноло-гия, автоматизированое конструирование новых моде-лей одежды, отраслей новых материалов (новых метал-лов, композитных материалов).

К новым гибридным технологиям (мехатронике), кото-рые будут изготовляться в данном технополисе, принад-лежат системное оборудование с использованием ЭВМ и оптических волокон, спутниковое радиотелевидение, средства кабельного телевидения, программное обеспе-чение за индивидуальными заказами для домашних систем безопасности, средства автоматизации управлен-ческой деятельности, и др.

Всего в мире существует свыше 300 технополисов, в том числе во Франции – приблизительно 50, в Германии – 30, Японии и США – по 20. В странах СНГ их целее-сообразнее всего создавать в пределах свободных эко-номических зон. В Украине в 1998 г. насчитывалось свыше 10 технопарков и технополисов, но их деятель-ность имела по большей части формальный характер.

Важной формой общего предпринимательства являют-ся оффшорные компании.

9.4. Сущность и условия регистрации оффшорных компаний.

Оффшорный бизнес (англ. off-shore – за берегом) – бизнес компаний в центрах общего предпринимательст-ва за пределами страны, в которой он зарегистрирован, и не подпадает под действие национального законода-тельства, получает льготный режим для финансово-кре-дитных операций с иностранными резидентами в иност-ранной валюте.

Оффшорный бизнес получил распространение в сере-дине 70-х годов. Капитал, который функционирует в этой сфере бизнеса, составляет свыше 500 млрд. дол. Основными причинами его возникновения и интенсив-ного распространения является:

1) значительная либеральность налогового законодате-льства в оффшорных регионах;

2) возможность регистрации нерезидентских компа-ний;

3) высокая степень развития международных те-лекоммуникаций, транспортной сети, банковских услуг;

4) минимальные ограничения на определенные виды деловой активности;

5) экономическая (стабильность курса национальной валюты, либерализация внешнеэкономической деятель-ности и др.) и политическая стабильность.

Самой адекватной формой предприятий для осуществ-ления оффшорного бизнеса являются корпорации. Это предопределено тем, что создание корпорации и пре-доставление ей права получения прибыли дает воз-можность уменьшить величину индивидуального подо-ходного налога (поскольку налог на прибыли корпора-ций ниже) и расширить способы его законного сниже-ния. Кроме того, такое снижение возможно путем ре-гистрации в странах с льготным режимом налогообло-жения. Эти причины и высокий налоговый пресс на предприятия в Украине в 1991—2012 гг. стали важ-нейшим фактором оттока за границу свыше 167 млрд. дол. сосредоточенных на счетах иностранных банков.

Большинство стран с оффшорными регионами исполь-зуют при регистрации юридических лиц британское прецедентное право, согласно которому корпорация считается резидентной за местом ее расположения (имеется в виду страна, где корпорация зарегистриро-вана, а ее руководство имеет постоянное место прожи-вания). Если корпорация не имеет источников доходов, связанных с резидентами страны регистрации, то она освобождается от налогообложения своей прибыли. Бо-лее того, в подавляющем большинстве оффшорных ре-гионов применяют системы льготного налогообложения даже для резидентов корпораций. В странах с такими регионами существуют, как правило, разветвлены сети договоров со многими странами мира об устранении двойного налогообложения.

В середине 90-х годов в мире насчитывалось до 50 стран и регионов, благоприятных для регистрации оффшорных корпораций. При этом важно не нарушать ряд требований для осуществления такой регистрации. К ним принадлежат: запрещение использования назва-ний уже существующих компаний, имен коронованных лиц; для корпораций с незначительным уставным капи-талом – названий, связанных с большим объемом и ши-рокими масштабами операции, и др.

Для основания оффшорной компании необходимо иметь:

1) документ об уставе предприятия (так называемый «Меморандум об ассоциации», в котором отображают цель создания, сферу деятельности, размер уставного капитала, данные об учредителях и др.);

2) учредительный договор (или «Статья ассоциации»), в котором определяют взаимоотношения между ее учредителями, управленческим персоналом и учредите-лями.

На основании настоящих документов оффшорной ком-пании выдают сертификат об инкорпорации (регистра-ционное свидетельство), которое предоставляет ей пра-во начать деятельность. В разных странах количество владельцев таких компаний неодинаково. С целью кон-фиденциальности к учредительным документам вносят имена доверенных лиц (номинальных владельцев). Для этого часто используют номинальных директоров, кото-рые выполняют распоряжение реальных владельцев.

Чрезвычайно распространенными видами оффшорных корпораций являются инвестиционные и холдинговые компании. Полученые ими средства можно вкладывать в акции других компаний или в банки разных стран мира. С целью уменьшения налогообложения компаний в странах с высокими налогами они (компании) при-обретают статус дочерних предприятий холдинговой оффшорной корпорации, расположенной в оффшорном регионе. В таком случае налоги уменьшаются на вели-чину дивидендов, выплачиваемых холдинговой компа-нии. Инвестиционные и холдинговые оффшорные ком-пании дают возможность избежать налогов на передачу наследства и увеличение капитала, снизить налоги на прибыль от предоставления транспортных и профессио-нальных услуг (консультационных, владение патентами, лицензиями и др.).

Широко практикуется основание оффшорных банков, особенно филиалов транснациональных банков. Это дает возможность осуществлять депозитные операции в странах, где они не облагаются налогом, предоставлять банковские кредиты при условиях освобождения от уплаты налогов на проценты, получаемые за их предос-тавление, и др. Значительные льготы в оффшорных регионах получают страховые, трастовые компании.

Наиболее совершенные формы отношения собствен-ности приобретают в совместных предприятиях.

9.5. Совместные предприятия и их структура.

Совместное предприятие (СП) – предприятие, осно-ванное на общем капитале отечественного предприятия с фирмами других стран, а также на общем управлении производством и собственностью, в том числе распре-делении прибылей.

Такие предприятия создают с целью присвоения боль-ших прибылей на основе кооперации их производствен-ной, сбытовой, научной деятельности при изготовлении товаров и услуг.

Дополнительными мотивами их создания является:

1) расширение действующих производственных мощ-ностей и снижение на этой основе расходов производст-ва, а следовательно усиление конкурентоспособности продукции;

2) достижение той же цели на основе углубления спе-циализации и кооперации производства, ускоренного обновления ассортимента товаров и услуг;

3) экономия капиталовложений всего комплекса ресур-сов (природных, материальных, трудовых, информа-ционных) при создании новых мощностей;

4) улучшение организационно экономических отно-шений за счет обмена управленческим опытом и усовер-шенствования маркетинговых исследований;

5) послабление рисков (производственных, сбытовых, инвестиционных и тому подобное) в период ухудшения экономической конъюнктуры;

6) проникновение на новые рынки сбыта, доступ к новым источникам сырья, энергии, и др.

Организационно-правовой формой СП являются акционерные общества, общества с ограниченной ответ-ственностью и другие хозяйственные общества, а также предприятия, основанные на собственности физических лиц двух или несколько стран. В то же время пред-приятия-партнеры хранят свою юридическую самостоя-тельность. В начале 2000 г. налоговые льготы для СП в Украине были отменены.

В мире ежегодно регистрируются свыше 5000 СП. В странах Восточной Европы создание их началось в конце 60-х годов, в Украине – в 80-х годах. Однако в на-шей стране этот процесс сначала происходил медленно, что было предопределено существованием администра-тивно командной системы. В первые годы существова-ния независимой Украины ситуация изменилась на лучшее.

Зарегистрированы совместные предприятия до 1 января в 1995 г. не облагались налогом в течение 5 лет со времени внесения квалификационной инвестиции. Аналогичная льгота установлена для СП с объемом иностранных инвестиций не менее 100 тыс. дол. на основе договоров о производственной кооперации, зак-люченных до 1995 г., и других видов совместного про-изводства, с привлечением иностранных инвестиций.

Созданые СП в промышленности и сельском хозяйстве облагались налогом до 2000 г. за ставкой 22%; если доля иностранного капитала в уставном фонде пре-вышала 30%, то ставка налогообложения составляла 18%. Если СП занимались посреднической деятельнос-тью, то ставка налогообложения прибылей – 70%. В за-висимости от инвестиций увеличивался период осво-бождения от налога на прибыль: для инвестиций до 500 тыс. дол. – на год; свыше 500 тыс., – 5 млн. дол. вклю-чительно – на два года; свыше 5 млн – 50 млн. дол. включительно – на три года; 50 млн. дол. – на пять лет. К СП применяют также нормы ускоренной амортизации машин и оборудования, которые означают получение дополнительных льгот в налогообложении прибылей.

С 1992 по 1999 гг. в Украину было привлечено почти 3,1 млрд. иностранных инвестиций, что составляло приблизительно 50 дол.на душу населения. Для срав-нения отметим, что в Польше этот показатель еще в 1998 г. составлял 830 дол., в Эстонии – 320, в Чехии – 400, в Венгрии сверх 1000 дол. Инвестиции Украины в экономику других стран в 1998 г. равнялись приб-лизительно 98 млн. дол. В 1998 г. с почти 4700 СП инвестиции в производство осуществили приблизитель-но 1260 (свыше 60% в форме движимого и недвижимого имущества). Среди отраслей народного хозяйства боль-ше всего инвестиций вложено в пищевую промышлен-ность (до 13%), машиностроение и металлообработку (12%), транспорт и связь (4%), строительство и про-мышленность строительных материалов (4%), химии-ческую и. нефтехимическую промышленность (3%). Из вложенных инвестиций на фирмы США в 1997 г. при-ходилось 19%, Германии – 16, России – 8, Великобри-тании – 7, Нидерландов и Кипра – по 6% от общего объема. Объем инвестиций с Украины приблизительно в 300 раз более малый от объема инвестиций в эконо-мику нашего государства. Наибольшими инвесторами экономики Украины являются США (в 1998 г. они инвестировали 510млн. дол.), Нидерланды (264 млн. дол.), Германия (214 млн. дол.), Великобритания (210 млн. дол.).

В целом деятельность СП ощутимо не повлияла на насыщение внутреннего рынка, поскольку почти поло-вина из них занята в сфере торговли. Многие с СП оставляют свою валютную выручку за рубежом, укло-няясь от уплаты налогов, не занимаются совершенство-ванием техники и технологии и тому подобное.

Для улучшения работы СП необходимо проводить ра-циональную экономическую политику, принять эффек-тивные и стабильные законы, существенно повысить рентабельность производства и капиталовложений, активизировать внутренние инвестиции и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: